Частная коллекция: парк скульптур на виноградниках в Калифорнии
Скульптуры Кита Харинга, Ай Вэйвэя и Яёй Кусамы в Калифорнии – это не новая выставка современного искусства, а частный парк скульптур Donum Sculpture на виноградниках в Сономе. Владелец винодельни и парка искусств при ней – датский магнат, который давно живет в Гонконге, Аллан Варбург. Варбург – известный коллекционер. В мире, который все больше нуждается в замедлении, он решил создать место, где можно отключить смартфон и наслаждаться монолитными скульптурами выдающихся современных художников на фоне развесистых виноградных лоз – уникальный медитативный опыт.
Поместье в часе езды от Сан-Франциско Варбург купил в 2010 году – от большой любви к Pinot Noir, который здесь производят. Любовь коллекционера к искусству внесла свои коррективы – Варбург решил использовать пасторальные ландшафты виноградников, чтобы, по его словам, «замедлить время», создать среду, оптимальную для медитативного наслаждения произведениями искусства. Парк открыт для всех – нужно только предварительно сообщить владельцу поместья о своем визите. Огромный самолет с торчащими из него сухими стеблями маков Ансельма Кифера, выстроенные в круг «зодиакальные головы» Ай Вэйвэя, узнаваемая тыква в черный кружок Яёй Кусамы и сложенные из геометрических фигур «Король и королева» Кита Харинга – лишь некоторые из внушительных скульптур, разбросанных на огромной площади поместья (200 акров, или 0,8 кв. км). Более того, коллекция периодически пополняется новыми скульптурами – например, в этом году Варбург планирует установить работы новые Вима Дельвуа и Марка Куинна. Решение о покупке скульптур принимается без участия каких-либо кураторов – коллекционер собирает только то, что считает подходящим для своего поместья.
«Эта коллекция скульптур очень личная и отражает то, во что мы с моей женой верим, а еще она максимально соответствуют ландшафту и атмосфере Donum, – говорит Варбург. – Мы хотим, чтобы эта коллекция была как можно более глобальной: я европеец, который прожил половину жизни в Азии, я женат на китаянке, и теперь делаю вино в Калифорнии – я очень люблю многообразие культур и надеюсь, что моя коллекция будет выражением этой любви». Отсюда – желание коллекционера собрать вместе таких не похожих друг на друга художников, разделенных и географическими, и временными границами. Суть в том, что все культуры и традиции имеют общее начало, уверен любитель искусства. Собирать искусство Варбург начал еще в 1990-х в Китае, но только теперь добился того, о чем мечтал: природа и искусство сплавились в единое целое. Во многом сказалось влияние на коллекционера его жены-буддистки, которая научила его смотреть на мир вдумчиво, а жить – максимально замедленно.
«Если вы возьмете объект искусства, поместите его в красивый пейзаж и будете наслаждаться им с бокалом прекрасного вина в руках, вы получите опыт, несравненно больший, нежели, если будете наслаждаться каждой из этих составляющих по отдельности. Это куда больше, чем просто сумма трех частей», – говорит о Donum Sculpture Аллан Варбург.
Никакой стратегии, как выстроить скульптурный парк, у коллекционера не было. Идея появилось спонтанно: Варбург любовался пейзажем только что приобретенного поместья, с бокалом вина в руках, и вдруг представил, как эффектно могли бы смотреться на линии горизонта скульптуры. Важная особенность объектов в том, что все они имеют «положительный заряд». Коллекционер признается, что прекрасно понимает и уважает искусство, которое поднимает важные социальные проблемы и заставляет зрителя чувствовать себя не в своей тарелке, но такому искусству в Donum не место. Это «место красоты, мира, любви и страсти, которое существует за пределами обычного мира».
С появлением все новых технологий очень трудно предсказать, каким будет мир завтра: социальные сети уже изменили его до неузнаваемости. На фоне всего этого очень важно позволять себе замедляться, уверен Аллан Варбург, и именно в этом – главная миссия парка. Он открыт вне зависимости от времени года: в сезонности коллекционер видит одно из главных преимуществ Donum Sculpture. Декорации все время меняются, и каждая скульптура выглядит иначе в зависимости от красок и насыщенности ландшафта, в который помещена.