Под открытым небом: городские районы с впечатляющим стрит-артом
В 2011 году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе прошла первая в США музейная выставка Art in the Streets. Это положило начало новой истории стрит-арта, искусства не чуждого музеям, коммерчески выгодного и не столь провокативного, как раньше. Вместе с тем, в города по всему миру не перестают обрастать каноническими рисунками, граффити, существование которых можно представить только в контексте конкретного района. Будучи связанными с культурой и историей места, они позволяют взглянуть на знакомый город и его жителей по-новому.
Берлин, Германия
Граффити в Берлине – достопримечательность не менее известная, чем реконструированный Норманом Фостером Рейхстаг. Кажется, в городе отметились все известные стрит-артисты мира, превратив городские районы – Митте, Кройцберг и Фридрихсхайн – в настоящие галереи под открытым небом. Город до сих пор называют самым бомбардируемым в мире, только теперь бомбардировка происходит с помощью баллончика краски, наклеек и прочих альтернативных средств самовыражения – вплоть до конструктора LEGO, как в работах граффити-артиста Яна Формана.
Берлин внес огромный вклад в формирование мировой стрит-арт-культуры: низкая стоимость жилья и множество заброшенных зданий стали приманкой для художников и альтернативных музыкантов со всего мира. Отдельная достопримечательность – кусок Берлинской стены, забитой оригинальными регулярно обновляемыми рисунками.
Сан-Паулу, Бразилия
Санпаульские граффити называются pichação («пятно», «след» в переводе с порт.). Зародившаяся в 1980-х годах техника уходит корнями в каллиграфию и зародилась во время политической диктатуры – тогда странные надписи выражали протест против режима. Сегодня это по-прежнему одно из самых противоречивых и агрессивных средств выражения в стрит-арте. Более того, pixadores, как называют себя последователи этого движения, не считаю себя ни граффитчиками, ни художниками и уверены, что их творчество куда более дерзкое, чем современные затронутые коммерцией граффити. Рисуя в похожем стиле, они соревнуются в том, чья надпись окажется выше и порой рискуют жизнью, чтобы оставить рисунок.
Выведенные черным шрифты а-ля готика на первый взгляд выглядят грязно, но приобретают совершенно иное звучание, если рассматривать их в контексте мегаполиса. Транслируя философию классового противостояния, pixadores остаются верны главной идее канонических граффити, и уже этим интересны. Самый «расписные» районы Сан-Паулу: Вила-Мадалена, Бон-Ретиру и Барра-Фунда.
Нью-Йорк, США
Первые граффити появились в Нью-Йорке – фундамент нового вида искусства заложил в 1970-х годах юноша с баллончиком краски, который первым начал расписывать своим вымышленным именем TAKI 183 городские стены, – а потому не удивительно, что именно этот город сыграл столь важную роль в формировании стрит-арта. Впечатляющие граффити в Нью-Йорке можно увидеть в каждом районе, впрочем, исчезают они так же быстро, как и появляются. Так, до 2013 года в индустриальный квартале на пересечении Джексон-авеню и Крейн-стрит в Квинсе был один из первых официальных стрит-арт-хабов Нью-Йорка 5 Pointz, а теперь на его месте построят высотки с элитной недвижимостью.
Теперь за впечатляющими граффити нужно ехать в Бушвик и в Асторию. Главная достопримечательность бруклинского Бушвика – стена Bushwick Collective, за место на которой борются художники со всего мира, так что каждый июнь ее перекрашивают заново. В квартале Астория в Куинсе есть похожий проект – Welling Court Mural Project. Он, пожалуй, менее известен, но уровень работ здесь даже выше. Еще бы! Проект курируют профессиональные галерейщики и дизайнеры.
Лондон, Великобритания
С конца 1990-х по начало 2000-х Лондон тоже играл не последнюю роль в формировании мировой арт-сцены: альтернативные галереи в полуподвалах Ист-Энда, тоннели и поезда, стены здания под снос и даже крыши – все воспевало уличное искусство. Но в 2003 году произошел настоящий прорыв: Tate Modern выставил работы стрит-артиста Бэнкси в музейных стенах – это навсегда изменило отношение к граффити в мире. И все-таки, даже несмотря на зарождающийся интерес музеев и галерей к стрит-арту, в Лондоне все еще полно мест, где можно увидеть живописные муралы в их «естественной среде». Это, разумеется, все еще Ист-Энд, в частности Шордитч, Брик Лэйн и Хакни, где из мощеных булыжником улиц вырастают не только вдрызг разрисованные стены, но и мишленовские рестораны и элитные бутики – в этом контрасте, кажется, и запечатлена вся суть Лондона.
Ну и разумеется, Лондон – находка для поклонников творчества Бэнкси. Художник рисует по всему миру, но в британской столице его работ особенно много.
Мельбурн, Австралия
Фрагменты расписанных граффити стен в переулке Hosier Lane.
Хотя официально граффити в Мельбурне и незаконны, этот город все же очень лоялен к уличным художникам. Так, муниципалитет, например, хотел (безуспешно) сохранить работу вездесущего Бэнкси и пытался восстановить редкую роспись другого популярного стрит-артиста Кита Харинга. Не удивительно, что граффити в городе довольно много, и их не закрашивают, а используют как фон для съемок музыкальных клипов и рекламы. Особенно отличился в этом плане переулок Hosier Lane – издательство Lonely Planet вообще называет эту улицу главной городской достопримечательностью. Но и в других местах мегаполиса граффити немало – чем дальше от центра, тем больше.
Мельбурн – очень гостеприимный город, поэтому художникам работать здесь за счастье. Не удивительно, что и граффити здесь соответствующие – очень яркие и по большей части позитивные.