Стул как театральный персонаж: выставка объектов Роберта Уилсона в бруклинской галерее MDFG
Американец Роберт Уилсон известен прежде всего как театральный режиссер, однако его менее очевидным, но немаловажным амплуа стало создание мебели для собственных постановок. Бруклинская галерея MDFG решила раскрыть эту специализацию Уилсона при помощи новой выставки: до 14 января здесь можно посмотреть на стулья, которые в разное время стали ключевыми персонажами пьес.
Галерея MDFG, открывшаяся в Нью-Йорке около двух лет назад, задумывалась как пространство для демонстрации выдающихся дизайн-объектов середины прошлого века. Как рассказывают основатели проекта – Джеффри Гретч и Эшли Кляйн, – они хотели привнести в индустрию более свежее, личное и оптимистичное видение. В основе коллекции галереи — мебель, которая стала отражением культурного, социального и экономического прогресса своей эпохи.
Robert Wilson: Chairs, 1969–2011
Новая экспозиция галереи MDFG тоже захватывает период второй половины прошлого столетия, но при этом плавно перетекает в современность. Свои объекты на выставке представил Роберт Уилсон — американский режиссер, который рассматривает театр как совокупность множества художественных форм. Начиная с 1960-х годов Уилсон непрерывно дополнял декорации своих постановок мебелью, созданной по собственным эскизам.
Впервые Уилсон обратил внимание на этот базовый предмет мебели еще в детстве: получив в качестве рождественского подарка стул, который он случайно увидел в доме своего дяди, будущий режиссер был навсегда очарован простым функциональным объектом. Начав работу в театральной сфере, он заметил, что стул может обладать собственной индивидуальностью и превращаться в полноправного участника пьес наравне с актерами.
Роберт Уилсон. Фото: Julien Mignot для The New York Times
В моем театре все элементы имеют одинаковое значение, будь то реквизит, стул или свет.
Почти в каждой постановке режиссер задействовал специально спроектированный им стул, который в результате становился единственным сохранившимся элементом прошедшего представления. Их отличительная черта — звучные названия, часто отсылающие к известным историческим личностям. Так, некоторые предметы мебели воплощают реальных людей, характер и жизнь которых режиссер интерпретировал в своих постановках через творческий объектив. Среди них, например, есть стулья Einstein, созданные для пьесы Einstein on the Beach в 1976 году.
Стул Einstein. Фото: Artsy; Mutual Art
Один из представленных на выставке объектов – Parzival Sofa – Роберт Уилсон сделал в 1987 году для одноименной оперы в гамбургском Театре Талия. Строгий дизайн лаунж-кресла отражает приверженность автора постмодернистской эстетике, а массивная рама и ножки из кленового дерева в сочетании с металлической сеткой вместо обивки отвечают за лаконичный внешний вид.
Parzival Sofa, 1987. Фото: RW Work
Функциональные скульптуры Роберта Уилсона — это еще и способ подсветить игру актеров, декорации и другие перформативные элементы. Например, знаковый геометрический стул из стали Pierre Curie позволяет легко преобразовывать и выделять негативное пространство. В похожем дизайне создан и стул Kafka, который дебютировал в постановке Death Destruction & Detroit II. В этот раз предмет использовался не только актерами в пьесе: на высоких металлических стульях сидели сами зрители, благодаря чему из зала открывался беспрепятственный панорамный обзор сцены.
Стул Pierre Curie. Фото: Robert Mapplethorpe & RW Work Ltd
Стул Kafka. Фото: Sotheby’s
Барные стулья, отличающиеся жесткими геометрическими линиями, стали визитной карточкой режиссера. В его портфолио есть реализованные предметы из березы, покрытие черным лаком, а также из различных металлов в нейтральной и яркой отделке и даже закаленного стекла.
Дизайнерская практика Роберта Уилсона уходит корнями в его увлечение коллекционированием: за время своей карьеры он собрал не один десяток произведений искусства, включая предметы мебели от известных мировых производителей. Важно, что результаты творческих экспериментов режиссера, многие из которых широкая публика может увидеть на выставке впервые, продолжают жить и за пределами своего первоначального контекста, превращаясь в желанный коллекционный объект музеев и частных собраний.
Выставка Robert Wilson: Chairs, 1969–2011 открыта в галерее MDFG до 14 января 2023 года.
На обложке: стул Clementine Hunter Rocker, 2011. Фото: галерея MDFG; Martien Mulder.