Слово художника: чем запомнилась выставка «Язык как искусство» в Центре Вознесенского
Слово художника: чем запомнилась выставка «Язык как искусство» в Центре Вознесенского
На прошлой неделе в Москве завершилась выставка «Язык как искусство», ставшая итогом совместной лаборатории Московской школы современного искусства (MSCA) и Центра Вознесенского. Проект объединил 19 молодых художников: они исследовали слово как самостоятельный художественный элемент, выходящий за рамки коммуникации. Авторы создали интерактивные инсталляции, перформансы, скульптуры и даже видеоигры. Рассказываем, чем запомнилась выставка и как представленные на ней произведения встраиваются в контекст современного молодого искусства.
Лаборатория для 19 молодых художников, студентов второго курса Московской школы современного искусства, работала в течение всего года обучения. Кураторы и преподаватели MSCA и Центра Вознесенского стремились помочь участникам не просто завершить конкретный тематический проект к выставке, но и по-новому раскрыть собственный художественный взгляд и медиумы. В фокусе выставки «Язык как искусство» оказались вопросы коммуникации, (не)возможности диалога и трансформации слова в современном искусстве. Авторы рассматривали язык как самостоятельный художественный материал, способный формировать новые смыслы и визуальные образы.
Татьяна Сохаревакуратор выставкиНаша выставка родилась из лаборатории, проведенной в Московской школе современного искусства при поддержке Центра Вознесенского, поэтому концептуальная основа — языковое искусство — была определена изначально. Однако я сознательно избегала жестких ограничений: мне важно было дать студентам инструменты, которые помогли бы им найти собственный путь в работе с текстуальностью внутри визуального искусства и экспериментировать с новыми медиа.
Коммутаторная Ольга Айдина, Елизавета Зипунова
В работе «Коммутаторная» художницы создали текстовую игру, где игрок сталкивается с неполнотой описаний и необходимостью принимать решения на основе ограниченных данных. Проект, сочетающий текстиль, стальной каркас и планшет с игровым интерфейсом, исследует иллюзию «правильного» выбора. Художницы предлагают три сюжета, где цифровая среда взаимодействует с физическим пространством, задавая вопрос: что формирует наше восприятие — материальный объект или его виртуальный образ?
Упаковка символов личности Андрей Тимохин, Инна Зорина
Авторы инсталляции визуализируют влияние брендов на идентичность. Логотипы, пронизывающие повседневность, становятся частью личного пространства, стирая границы между индивидуальностью и навязанными стереотипами. Работа заставляет задуматься: возможно ли сохранить аутентичность в мире, где маркетинг диктует ценности?
Сквозь Злата Е., Кристина Манучарян
Проект соединяет вышивку, ассоциирующуюся с женственностью, с алюминием. Жесткость материала контрастирует с традиционно «мягким» ремеслом, символизируя борьбу за выражение внутреннего голоса. Объекты дополнены текстами художниц, созданными в процессе медитативного письма, что добавляет работе личный и социальный контекст.
Книга без страниц Дуэт «СоУЧАСТницы» (Анна Степина и Инна Савченко)
Это деревянный объект, отсылающий к древним скрижалям, и видеодокументация его создания. Вдохновленные Борхесом, художницы используют методы blackout-поэзии, стирая и преобразуя текст, чтобы вопрос авторства стал частью художественного высказывания.
Высказались Екатерина Тяжкороб, Кристина Иванова
Художницы превратили деревянный пень в звуковую инсталляцию. Следы на поверхности и 22-минутная аудиодорожка передают невербальную коммуникацию, где разрушение — этап для нового смысла. Зрителей приглашают включиться в этот «разговор», чтобы ощутить силу молчаливого взаимодействия.
О видавшем все Иванка Гарай, Аля Сегова
Художницы исследуют проблему истинности знания в эпоху информационного шума, обращаясь к древнейшему памятнику письменности — «Эпосу о Гильгамеше». В основе работы лежит русский перевод текста, выполненный Игорем Дьяконовым. Художницы выделяют утерянные фрагменты эпоса, восстанавливают их с помощью искусственного интеллекта, а затем подвергают поэтике blackout, намеренно искажая и сокращая текст. Этот процесс визуализирует мутацию первоисточника, демонстрируя, как смысл постепенно теряется и трансформируется под влиянием интерпретаций. Проект становится метафорой формирования постправды, где каждый новый слой нарратива отдаляет нас от изначальной истины.
В раю DEVI — YY
Видеоработа длительностью четыре минуты представляет собой рефлексию о месте искусства в современном мире. Художники исследуют процесс объединения индивидуальных практик, создавая произведение о произведении. Финальная фраза, отсылающая к работе Юрия Альберта «Лозунг», несет двойственную интерпретацию: с одной стороны, она вызывает ассоциации с утопическим пространством, где искусство оказывается ненужным, с другой — напоминает о контексте уличного искусства, балансируя между надеждой и дистопией. Основной акцент сделан на процессуальности, характерной для современного искусства, где важнее не результат, а сам акт творческого взаимодействия.
Архив художественной коммуникации Мария Кизима, Иванка Гарай, художник N
Проект исследует сложности коллективного творчества через призму коммуникации. Три художника ведут диалог, передавая друг другу сообщения в форме объектов, следуя строгим инструкциям. Этот процесс напоминает игру в «испорченный телефон», где неизбежно возникают искажения и непонимание. Однако именно эти помехи становятся частью художественного высказывания. Все этапы работы тщательно документируются и архивируются, что превращает проект в живой архив, где процесс важнее результата.
На обложке: Книга без страниц, дуэт «СоУЧАСТницы» (Анна Степина и Инна Савченко).Все фотографии предоставлены пресс-службой выставки.