Стекло как метафора жизни человека: что смотреть на выставке «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile» в галерее Heritage объединила объекты современных художников и дизайнеров, отражающие разнообразные техники и авторские приемы работы со стеклом. Свободное выдувание и выдувание в форму, гутная техника и фьюзинг, моллирование, отливка и лэмпворк — эти и другие методы раскрываются в трех залах экспозиции. Рассказываем о концепции кураторского проекта Марины Ширской и самых интересных экспонатах.
Выставка «Степени прозрачности. Vitalite fragile», идея которой принадлежит основательнице галереи Heritage Кристине Краснянской, открывает фестиваль художественого стекла Glass Glow — его частью также стала экспозиция «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки», организованная Всероссийским музеем декоративного искусства. Кроме того, выставка приурочена к знаковой дате — десятилетию с момента перезапуска нового цеха Гусевского хрустального завода.
Как отмечает куратор проекта, искусствовед Марина Ширская, главная задача экспозиции — показать, что из себя представляет современное российское стекло. Для выставки Марина отобрала объекты авторов разных поколений, работающих в разнообразных техниках и исследующих в своей практике актуальные темы.
Фото: Натали Герц
Среди «хедлайнеров» выставки — Мария Кошенкова с работами из серий Fawns Flash и Caretakers, выполненными в технике свободного выдувания. По словам куратора, в них воплотилась характерная для практики художницы дихотомия смыслов и свойств, а также баланс между положительным и отрицательным, добром и злом, катастрофой и возрождением, разрушением и созиданием, жизнью и смертью.
Многие работы были созданы специально для проекта. Это, например, грациозные изделия Милены Стрелковой, выполненные в технике pâte-de-verre, которая предполагает спекание измельченного стекла в форме с последующей шлифовкой и полировкой.
Фото: Натали Герц
Цветочные композиции Анастасии Прибельской изготовлены в ламповой технике (лэмпворк): с помощью своих работ художница призывает зрителей отказаться от антропоцентризма и сфокусироваться на других, не менее важных для вселенной системах. Нежные изделия Анастасии также воплощают женский взгляд на работу с хрупким материалом.
Лена Зайцман в своем проекте стремится решить проблему неотделимости витражей от места, для которого они были задуманы изначально. Художница создала витраж в технике Тиффани, изображающий люпин — типичный для Карельского перешейка цветок. Объект можно переносить с места на место и украшать им любое пространство.
Фото: Натали Герц
Противостояние реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности — основные темы, которые в своей практике исследует художница из Сибири Анна Третьяк. Ее работа «Пробуждение» создана в технике моллирования, позволяющей стеклу «дышать» и изменять форму, наполняя объект уникальными эффектами и оптическими иллюзиями.
Скульптура «Ветвь» Дарьи Болховитиной создана из ветви. Ее утраченные фрагменты автор воссоздала в технике моллирования, которую она предпочитает называть kiln-glass casting. В этой работе художница поднимает важные вопросы о восприятии и природе человеческого опыта.
Фото: Натали Герц
Отдельное место в экспозиции занимают работы, выполненные в цехах Гусевского хрустального завода. Марина Ширская называет их «свидетелями отголосков былой мощи советского стеклоделия». Так, в проекте принимает участие декоративная композиция «Незнакомый город» Владимира Касаткина, чья работа со стеклом стала образцом высокого эстетического и технического уровня Гусевского хрустального завода. Также зрители увидят работы, которые для завода выполнили Адольф Курилов, Игорь Томский, Наталья Любимова, Александр Грызунов, Светлана Березина, Светлана Попова и Ольга Трейвас.
Чтобы отобрать работы для выставки, я ездила на завод и исследовала содержимое «образцовой комнаты». То, что я увидела, потрясло меня и полностью перевернуло мое представление о «гусевском» хрустале. Мне захотелось поделиться этими ощущениями с гостями выставки. Я старалась отбирать работы, выполнение как прославленными мастерами, так и молодым поколением художников, которые сотрудничают с заводом.
Фото: Натали Герц
Специально для выставки студия FRESH.GLASS создала инсталляцию «Выдох». Она представляет собой масштабные стеклянные полотна, которые образуют укрытие, напоминающее ледяную пещеру. Крупноформатная структура (высота инсталляции составляет почти три метра) выполнена командой в технике моллирования — благодаря ней каждый элемент имеет разную линию изгибов, фактуру и степень прозрачности. По задумке FRESH.GLASS стекло мягко обволакивает пространство, создавая ощущение легкости и отсутствия четких границ инсталляции. Мягкие изгибы полотен напоминают дыхание человека, который находится в состоянии спокойствия и вдохновения.
Фото: Натали Герц
Более ста объектов воплощают размышления художников и дизайнеров, которые изобретают необычные поэтические произведения. Их работы воплощают сложные взаимосвязи между физическим и эфемерным, а сам материал становится метафорой человеческого существования, символом перемен и постоянной трансформации. «Мы надеемся, что в будущем к фестивалю подключатся другие музеи и галереи, и наша инициатива поможет вывести российское стеклоделие из состояния стагнации», — завершает Марина Ширская.
Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile» открыта до 28 февраля.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи Heritage.Фотография на обложке: Натали Герц.