«Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки»: что смотреть на выставке во Всероссийском музее декоративного искусства
Благодаря соседству знаковых образцов стекла и хрусталя с творениями современных авторов выставка «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки» позволяет в полной мере проследить развитие этого вида искусства. Мы узнали у автора идеи и куратора экспозиции Ольги Трейвас о том, как команде удалось создать увлекательное художественное повествование и на какие изделия стоит обратить особое внимание.
Выставка «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки» разделена на девять разделов. Каждый из них позволяет зрителю пройти весь путь создания предмета, от состава стекольной массы и определения будущей формы до художественной обработки. Кураторы Ольга Трейвас, Елена Коваленко и Анастасия Григорян стремилась достичь захватывающего и визуально привлекательного повествования о техническом аспекте создания хрустальных шедевров. Как отмечает Ольга, шаги мастеров и свойства материала нашли отражение не только в хрустальных и стеклянных экспонатах, но и в работах-ассоциациях из других областей искусства. Так, представленные на выставке эскизы предметов, живопись, графика и текстиль вступают в диалог с изделиями из собрания Всероссийского музея декоративного искусства.
Фото: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства
По мнению куратора, такой подход помогает увидеть уникальное в обыденном: «Мы предлагаем взглянуть на архивы музея глазами исследователя и практика в поисках вдохновения — найти общее в архитектуре, изобразительном искусстве и хрустальном бокале».
Фото: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства
Как ни странно, команда начала отбор экспонатов не с хрустальных изделий, а с графических работ-ассоциаций из коллекции партнера проекта, суздальского культурного центра «МИРА». Среди них обложка журнала «Красная панорама. №1. 1930» с изображением стеклодувов, книга «На хрустальной фабрике», а также редкие чертежи люстр архитектора Игоря Пяткина из архива Музея современного искусства «Гараж». Кураторы намеренно не стали разбивать предметы по временным отрезкам, чтобы показать актуальность и вневременную красоту шедевров из коллекции музея, а также их способность вступать в диалог с остальными практиками.
Исторические и современные объекты говорят на одном языке — языке формы, цвета, текстуры и смыслов. Каждый предмет рассказывает свою историю, но вместе они создают цельную картину, которая как будто не подчиняется времени. Это позволяет зрителю увидеть в коллекции музея не просто «прошлое», а живое и актуальное наследие.
Фото: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства
Все части экспозиции взаимосвязаны друг с другом и выстраиваются в единое повествование. Например, в разделе «Состав» представлены работы Василия Крюкова, Марии Кошенковой и научные опыты Дарьи Пановой. Здесь же можно увидеть холсты Бориса Чайки, работающего с теми же красителями, что и производители хрусталя, представленные в разделе «Цвет». По словам Ольги Трейвас, в секции «Форма» зрителей особенно удивит «Композиция 911», выполненная в гутной технике. Работы Александра Бродского, в свою очередь, перекликаются с произведениями, украшенными гравировками и представленными в соответствующем разделе. Живопись Евгения Дедова в секции «Прозрачность» пересекается с молочно-синими предметами из хрусталя.
Фото: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства
В экспозицию вошли работы художницы Саши Фроловой: в разделе «Цвет» можно увидеть ее дебютный объект из хрусталя, а в разделе «Узор» — результаты экспериментов автора с лентикулярным принтом. «Тут же можно увидеть кружево в коррозии Марго Макаровой. А Ирина Корина со своим глиняным “хрусталем” — мой любимый “шпион” в части выставки “Грани”», — добавляет куратор.
Фото: Дима Соболев
Ольга Трейвас и сама экспериментирует со хрусталем в своей практике. Так, на экспозиции представлена ее новая работа, созданная для Гусевского хрустального завода имени Мальцева. Это разъемный объект из цветного хрусталя в форме желудя, который сочетает в себе несколько техник декорирования хрусталя — огранку и пескоструйную обработку. Архитектор делится, что этот материал привлекает ее прежде всего своей сложностью, а также блеском и разнообразием техник.
Фото: FRESH.GLASS
Выставка выходит за рамки внутренних пространств музея и продолжается во дворе, где представлена масштабная инсталляция мастерской FRESH.GLASS. Работа «Состояния» представляет собой серию скульптурных объектов, по задумке команды воплощающих переходные состояния стекла и их схожесть с ощущениями от проживания моментов человеческой жизни. «Скульптуры сохраняют свое естество, характер, энергию и историю, претерпевают вмешательства, подчеркивающие их природу. Одни обретают острые грани, другие текут аккуратными скругленными формами и будто погружают внутрь; третьи будто сколоты резким движением, обнажающим внутреннюю красоту», — описывают дизайнеры свой проект.
Выставка «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки» открыта до 19 января.
Фото на обложке: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства.