Личная мифология в работах молодых художников: что смотреть на выставке «Основные ингредиенты» в пространстве Cube.Moscow
До 19 января в MSCA Gallery в арт-пространстве Cube.Moscow открыта выставка студентов Московской школы современного искусства. На экспозиции «Основные ингредиенты» представлена живопись, графика, объекты, видеоарт и инсталляции двадцати авторов, созданные в рамках исследования темы личной мифологии. Все произведения — это результат стремления студентов определить сущность собственной творческой практики, а также обозначить темы и подходы, формирующие их идентичность как художников. Рассказываем о нескольких работах, которые можно увидеть на выставке.
Серия «Истории, рассказанные мной обо мне» Лиза Зипунова
Отправной точкой при создании серии стал поиск ответа на вопрос: «Как определить себя как художника?». По мнению Лизы Зипуновой, самоопределение легче всего происходит через потери и стремления, однако по-настоящему великие вещи отражаются в малом — например, в том, как мы проживаем повседневные потери и воплощаем в жизнь свои желания. В качестве основных художественных инструментов автор использовала полупрозрачные поверхности, отражения и свет. Даже в работах, выполненных в направлении видеоарта, можно заметить стеклянные двери метро — символ экрана старого телевизора, отражающего и проводящего свет. Лиза отмечает, что этот образ напоминает зрителю о хрупкости и иллюзорности воспоминаний.
Наслоения Аля Сегова
На создание работы художницу вдохновила эстетика хорроров и, в частности, черно-белое кино: «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна», «Психо», «Ноябрь». Мрачная атмосфера этих фильмов подтолкнула Алю Сегову к размышлениям о неуникальности личности — по ее словам, мысли одновременно ужасающей и захватывающей. В основу произведения легли найденные фотографии как символ внешних влияний и видеоарт с изображением глаза художницы: этот прием тоже стал результатом кинематографического вдохновения. Холсты с портретами автора выполнены при помощи цифровой печати и дополнены ручной вышивкой. Аля подчеркивает: именно это столкновение уникального и вторичного отражает главную идею серии.
Воспоминариум Мария Кизима
Мария Кизима называет свою работу «консервированием» воспоминаний. Художница собрала личные вещи из прошлого, каждая из которых связана с конкретным переживанием, человеком или событием, — все эти артефакты составляют ее идентичность. «Меня удивляет, как меняется восприятие. Мир, который я видела несколько лет назад, теперь кажется чужим, замороженным. Даже вещи, которыми я пользовалась, одновременно мои и не мои», — рассказывает автор о проекте «Воспоминариум». Помимо самих артефактов, «законсервивать» воспоминания в объектах художнице помогла эпоксидная смола.
Степень давления Вероника Кудашова
Работа Вероники Кудашовой посвящена давлению, которое человек ощущает на протяжении всей жизни. «Это давление, словно атмосферное, невидимо, но меняет структуру личности. Постепенно рушатся устоявшиеся стереотипы, а трансформация становится явной», — отмечает автор. При создании работы художнице захотелось поспорить с распространенным утверждением о том, что люди не меняются, а также исследовать изменения в человеке через искусство. В основу работы лег обычный граненый стакан — яркий символ детства Вероники и всей советской эпохи. Под высокой температурой он теряет свою первоначальную форму. С помощью этого приема автор проводит аналогию с человеком и предлагает поразмышлять о том, насколько мы устойчивы к таким изменениям.
Головоломка Катя Тяжкороб
В работе «Головоломка» автор демонстриует непрерывный цикл самоугнетения через «загрузку» и «разгрузку» факторов деструктивного поведения в собственное сознание. Проект основан на личном опыте Кати, связанном с анализом внутреннего процесса зарождения триггера, перетекающего в конкретную проблему, которая отягощает сознание. В «Объект 2» художница при помощи эпоксидной смолы запечатала гречку и овощи — свой привычный рацион, который она вынуждена есть для утоления голода. Таким образом, работа символизирует пищевое расстройство, которое художника иногда выбирает почувствовать и положить внутрь своей головы.
За пределами Вселенной Татьяна Хребтова
«Я представляю, что существует планета, которая находится не в космосе, а за пределами физического понимания. Это уникальное пространство, где все существует в своем идеальном виде, свободном от страхов, сомнений и ограничений. Место, где человек чувствует себя в гармонии с собой, где восстанавливает силы и черпает вдохновение. Эту идею я называю “Планетой Души”», — рассказывает Татьяна Хребтова о своем проекте «За пределами Вселенной». При помощи работы художница приглашает зрителей совершить путешествие в свой уникальный внутренний мир. В качестве основных материалов Татьяна выбрала пластичные пену, силикон и пластик: они позволили ей передать ощущение легкости, а также добиться органических мягких форм.
Для студентов выпускного курса, которые в процессе обучения формируют авторское позиционирование, очень важно представлять свои проекты в профессиональной арт-среде. Мы рады, что это происходит на такой важной площадке, как Cube.Moscow, среди успешных галерей и уже состоявшихся художников, комьюнити, которое сформировано вокруг них, и аудитории, которая их посещает. Тем самым студенты получают понимание уровня ответственности, исполнения и концептуального высказывания, которые среда ожидает от профессионального художника.
Фото на обложке: Полина Варнерр. Все фотографии предоставлены Московской школой современного искусства.