100 X 100: «Музей анонимного дизайна» Акилле Кастильоне
«Не выбрасывай это, пусть останется», – просил жену Акилле Кастильоне, убирая в шкаф очередную найденную на улице безделицу. Удивительным образом дизайнеру удавалось даже в хламе находить что-то вдохновляющее, чтобы потом воплотить суть незамысловатого предмета в новом объекте, обреченном стать легендарным. Знаменитый архитектор родился ровно сто лет назад.
В честь столетнего юбилея со дня рождения великого итальянца, 19 февраля 2018 года, Fondazione Achille Castiglioni открывает посвященную ему выставку. «100 x 100 Achille» это не типичная выставка-ретроспектива творчества: кураторы Кьяра Алесси и Домитилла Дарди подошли к важной дате куда более изобретательно и собрали на одной площадке сто самых разных предметов, подаренных архитектору. «Музей анонимного дизайна», наверняка, пришелся бы Кастильони по вкусу. Он видел вдохновение буквально во всем – от стеклянной бутылки до зубной щетки, – с энтузиазмом собирал и бережно хранил каждую случайно обнаруженную мелочь, которая только вызывала у него эмоции. Обыкновенный хлам обретал под пристальным взглядом гения новую форму и находил воплощение в новом объекте дизайна. Так, лампа Arco возникла как вариация на тему увиденного когда-то уличного фонаря, а торшер Toio – это перерождение обычной автомобильной фары.
Совершенно разные по функционалу, размеру и форме предметы, собранные вместе, составляют общую картину: ироничную и эклектичную мозаику творческого взгляда самого архитектора. Созданные неизвестными авторами эти предметы обретают ценность и вторую жизнь в руках именитого дизайнера. «Хороший объект рождается из желания образовать энегрообмен, пусть даже едва уловимый, с незнакомцем, который и будет использовать созданный вами предмет», – говорил Кастильони. Попробуйте почувствовать автора анонимного дизайна!
Интерес ко всему, что касается повседневной жизни, позволял итальянцу оставаться внимательным даже к самым неприметным деталям, вроде кнопки выключателя или провода настольной лампы. Тому же он учил и своих студентов: в качестве профессора он преподавал дизайн во многих университетах, в том числе в своей альма-матер, Миланском политехническом университете, и часто появлялся на занятиях, груженный чемоданом с невообразимой кучей самых разных предметов. Доставая поочередно жестяные коробки, стеклянные бутылки и старые часы, он внушал будущим дизайнерам: почерпнуть что-то для своего предмета можно откуда угодно. Так, придумывая собственный объект, стул Sella, Кастильоне думал о том, что, разговаривая по телефону, хорошо бы сидеть, но не совсем. Дизайнер обратился к образу велосипедного сиденья – оно подошло идеально. Может быть, именно такой подход к проектированию и позволил Кастильоне создать сотни предметов, которыми миллионы людей пользуются ежедневно, даже если и не подозревают о том, кто их автор.
Fondazione Achille Castiglioni
За свою более чем пятидесятилетнюю карьеру Акилле Кастильони, один или в сотрудничестве с другими дизайнерами, создал более 150 объектов, в том числе лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Эти предметы тоже скоро можно будет увидеть: миланский музей дизайна Триеннале обещает открыть выставку, посвященную творчеству Кастильоне, в октябре этого года. Подготовкой проекта, скорее всего, займется Патрисия Уркиола (по данным итальянского издания Casabella – прим. ред.).
Отпраздновать день рождения Кастильони пригласили десяток ведущих дизайнеров современности, включая Наото Фукасаву, Рона Гилада, Пьеро Лиссони, Джулио Яккетти и Марселя Вандерса. Они преподнесли маэстро свои собственные подарки, которые вошли в экспозицию. Переоценить влияние гения Кастильони на современный дизайн невозможно. «Без тебя мы были бы ничем», – говорит об итальянце Филипп Старк.
Выставка пройдет до 30 апреля по адресу Piazza Castello, 27, Милан.
Подробная информация о событии – на официальном сайте фонда: fondazioneachillecastiglioni.it.