
От завода до культурного центра: четыре ярких проекта реновации промышленных зон
В рамках Международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» представители крупных архитектурных бюро поделились опытом редевелопмента промышленных зон. Вне зависимости от состояния и статуса проектируемых объектов, они старались сохранить исторические особенности и вписать их в современный контекст. Ключевым тезисом стала мысль об уважении советского и дореволюционного наследия, которым архитектор должен «заряжать» заказчика. Именно в сотворчестве всех сторон проекта кроется успех обновления заброшенной локации. Больше 16% территории Москвы занимают бывшие производственные районы, поэтому грамотная интеграция «ржавого пояса столицы» в общественную жизнь становится приоритетной задачей.
Реновация бывшего вагонного депо T+T Architects

Фото: T+T Architects
Руководитель Архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов представил реализованный в 2024 году проект реновации бывшего вагонного депо возле железной дороги. Основной сложностью было расположение здания: от людной улицы его отделяли железнодорожные пути. Обеспечить доступность локации для пешеходов помогло создание собственного спуска с моста. Благодаря упорству клиента и стараниям команды подключение к линейному городскому объекту прошло успешно, и из заброшенного тупика территория превратилась в оживленное общественное пространство.

Рендер: T+T Architects
К моменту начала ремонта объект утратил статус памятника архитектуры, но не свою историю. Как выяснилось, с 1906 года пространство выполняло роль технической пристройки к депо, а в 90-е годы здесь даже случился пожар. После него в заброшенном здании проходили стихийные мероприятия, спектакли и выставки — тогда никто не подозревал о скрытом потенциале локации.

Фото: Михаил Мулач
Архитекторы также заменили выстроенные в 80-е годы хаотичные пристройки на современные блоки, которые перекликаются с оригинальными фасадами только за счет материалов и цветовых решений. При работе с исторической кладкой преимущественно использовался столетний кирпич от демонтированных перегородок — арочные оконные проемы были восстановлены. Обыграть уклон рельефа команда бюро решила с помощью лаконичной обходной галереи с аккуратным газоном и зеленью. Сегодня внутренние помещения занимает ресторанный кластер, который сделает объект важной точкой на гастрономической карте столицы.
Реновация цеха Волжского трубного завода Osetskaya.Salov

Фото: Даниил Анненков
Татьяна Осецкая, сооснователь Архитектурного бюро Osetskaya.Salov, выступила с проектом обновления промышленной архитектуры без изменения функции. Реновация Трубопрокатного цеха №2 Волжского трубного завода (ВТЗ) в Волгограде — пример кейса, где сооружение выступает знаковым объектом всего города и требует современного подхода к проектированию. Самой сложной задачей оказалось создание комфортной среды, сомасштабной человеку и окружающему контексту. Такая позиция архитекторов позволила разнообразить и оживить типовое заводское пространство.
«Наши заказчики — крупная компания, поэтому в первую очередь здесь учитывалась роль архитектуры как нематериального актива для бизнеса», — говорит Татьяна Осецкая.

Фото: Даниил Анненков
Архитекторы стремились подчеркнуть современный подход ВТЗ к новым технологиям. Архитектурная концепция цеха строилась на особенностях производственного процесса и культуры труда. Торцевой фасад с главным входом выполнен из зеркального композита — такой выбор материалов отсылает к красоте полированной стали. Въездные порталы напоминают огромные трубы диаметром в восемь метров. Суперграфика на водонапорной башне и боковых фасадах здания подчеркивает масштаб и непрерывность производственного цикла.


Фото: Даниил Анненков
Если внешний облик получился минималистичным и сдержанным, то внутренние пространства цеха решена в ярких красках. Для интерьера дизайнеры разработали палитру из сотни оттенков: их градиент символизирует переливы нержавеющих сплавов на солнце. Синие, зеленые и фиолетовые элементы были обусловлены ГОСТами. При этом светло-серые тона отделки подбирали так, чтобы стены казались чистыми даже во время активной работы завода. Графичности оформлению придают семь блоков переговорных и кабинетов с панорамным остеклением — они дополнены строгим чёрным композитом.
Реконструкция бывшей энергетической теплостанции Geometrix Design


Фото: Дмитрий Чебаненко
Пространства, которые дизайнеры создают для себя, всегда обладают особым шармом. С одной стороны, идеи не нужно согласовывать с заказчиком, а с другой — в одном проекте удается реализовать любимые визуальные приемы. Пример такой реновации представила Элен Мирошкина — основатель Компании по производству вентиляционных решеток Invisiline и сооснователь студии Geometrix Design. Вместе с Майклом Мирошкиным они провели реконструкцию бывшей энергетической теплостанции 1940-го года постройки. Подходящее для студии помещение искали несколько лет и случайно обнаружили на территории промзоны. 11-метровые потолки и окна в пол делают его идеальной локацией для офиса и производства, а большой метраж превращает в центр притяжения всего архитектурного сообщества Москвы.


Фото: Дмитрий Чебаненко
Во время демонтажа старой отделки архитекторы обнаружили элементы советской пристройки — заложенные арочные проемы. Их отреставрировали и превратили в изюминку проекта. Однако, самым неожиданным открытием стало сохранившееся с 1985 года окно с сохранной чугунной фурнитурой и клеймом. Оригинальную кладку тоже пришлось восстанавливать обломками кирпича из интерьера, чтобы сохранить аутентичную атмосферу. «При этом интересно, что здание у нас в аренде. Если бы оно было в собственности мы куда смелее и «шире» смогли бы развернуться. Тем не менее, постарались по-максимуму», — Элен Мирошкина.

Фото: Дмитрий Чебаненко
Теперь восстановленная основа здания выступает фоном для футуристичных арт-объектов: приверженность Geometrix Design параметрическому дизайну нашла отражение в акцентной полигональной стене. Она разделяет шоурум и демонстрационную комнату с кухней, санузлами и антресолью для работы. На изломанной белой поверхности также можно практиковать 3D-mapping.
Реконструкция комплекса зданий фабрики Алафузова NOWADAYS office

Аксонометрический вид на фабрику до реконструкции. Рендеры созданы бюро NOWADAYS office.
Главный архитектор проектов NOWADAYS office Александр Караганов рассказал о принципах, благодаря которым объекты промышленной архитектуры генерируют новые тренды для производства и культурной жизни. Первый секрет успеха — это многопрофильность. Благодаря сочетанию основной функции и побочных, вроде ритейла, образовательных и общественных учреждений, огромные территории оживают и становятся знаковыми для города. Другой принцип — создание глубокого смысла — демонстрирует пример работы бюро NOWADAYS office над Фабрикой Алафузова в Казани. В отличие от московского Электрозавода, который был возведен сразу, этот комплекс развивался на протяжении десятилетий и смог собрать в себе разные архитектурные стили.

Реконструкция комплекса зданий фабрики Алафузова. Рендеры созданы бюро NOWADAYS office.
Архитекторы вложили в комплекс новую идею и опирались на историю места, а также на биографию самого Алафузова — купца и мецената, который заботился о своих сотрудниках и развивал культурную инфраструктуру. Запущенные им процессы уже существовали в этой части города, и команде бюро предстояло выстроить подходящий архитектурный каркас. Характерной чертой фабрики была ее просматриваемость со всех сторон. Она позволяет посетителям погрузиться в разнообразие смешанных в застройке стилей. Одни здания здесь напоминают итальянские палаццо, другие отсылают к русской деревянной архитектуре, а третьи решены в утилитарном фабричном стиле. Контрастные фасады построек создают диалог между желто-белым домом Котелова, краснокирпичными цехами с советской плиткой и эффектными стеклоблоками. Благодаря озеленению комплекса даже древесина и декоративная штукатурка тут смотрятся органично.

Реконструкция комплекса зданий фабрики Алафузова. Рендеры созданы бюро NOWADAYS office.
При этом пространство сохранит свое культурное значение: в историческом доме Котелова архитекторы предложили разместить музей семьи Алафузовых и библиотеку. Корпус бывшей фабрики займет языковая школа и образовательный центр корпоративного университета.