7 форм протеста в современной архитектуре
Архитектура всегда решала проблемы недостатка жилых пространств и при этом отвечала за дизайн городской среды. Но в новую эпоху архитектура борется со множеством новых вызовов: изменением климата, вынужденными переселенцами (беженцами), запустением, засухой, «бетонными джунглями». Давайте узнаем как!
Против изменения климата: эко-небоскребы
На фото: Проект деревянного небоскреба в Торонто, Канада. Бюро Penda
Бетон и его производство меняют климат, это научно доказано. Города будущего просто не могут состоять только из бетона, и мы все это понимаем. Несмотря на то, что бетонную конструкцию легко оштукатурить (или полностью остеклить) и поддерживать в эксплуатации, деревянные эко-небоскребы займут заслуженное место в мировой архитектуре.
Большинство городов напоминают пустыни из бетона и стали, даже если они хорошо озеленены. Архитекторы будущего стремятся изменить все это. Полностью деревянная конструкция небоскреба из 18 уровней от архитектурного бюро Penda в Торонто, Канада опирается на высокотехнологичную древесную смесь под названием CLT и специальный модульный подход к строительству. Чтобы достигнуть в высшей степени удивительного, 62-метрового результата, архитекторы из Penda штабелируют деревянные модули.
Против бетонных джунглей: искусственные холмы и острова
На фото: Комплекс 100 Trees в Шанхае, Китай. Архитектор Томас Хизервик
Иногда архитекторы действительно могут позволить себе реализовывать мечты человечества, например, о зеленых мегаполисах. Томас Хизервик является одним из немногих счастливчиков, кто получил возможность выразить свое амбициозное видение в экоурбанистике. Огромный проект на более 300 тыс. кв. метрах однозначно выйдет за рамки того, чтобы быть просто еще одним небоскребом в китайском мегаполисе.
Так, 100 Trees — это целый район со школами, детскими садами, торговыми центрами, офисами и апартаментами, собранными в авторском «природном» стиле Хизервика в едином комплексе на холме, покрытом большим количеством сочной зелени. Всего в проекте 400 озелененных террас.
Против лагерей беженцев военного типа: новейший формат для вынужденных переселенцев
Лагеря беженцев — это новейший тип городов, который является самостоятельным архитектурным типажом. В 2020 году количество беженцев в мире достигнет 70 млн человек (1% населения или каждый 100 человек). Только в Турции сегодня находится 3 млн сирийских беженцев, а 260 тысяч из них живут в лагерях.
На фото: Лагерь беженцев Килис в Турции. Мало кто знает, что Турция всегда принимала беженцев, например, более 300 000 человек из Болгарии в 1989 году и 25 000 человек из Боснии в начале 90-х гг. Фотограф Tobias Hutzler для Wall Street International.
Лагеря — это то, что архитекторам предстоит переформатировать в новый вариант градоустройства. И это единственный тип городов, который возник за последние пару сотен лет в массовом масштабе.
Здесь стоит понимать, что поток беженцев из Африки, Азии, Ближнего Востока, Центральной и Латинской Америки в Европу, Скандинавию, США и Канаду не прекратится. Увы, его обороты будут только нарастать. По оценкам разных экспертов, в следующие 40 лет около 5% населения земли станут вынужденными переселенцами.
На фото: Дом-контейнер в лагере Килис, Турция. Семья Бакри состоит из 12 человек: Руби и ее муж, родители мужа, трое детей, три брата ее мужа (у одного из которых есть сын и племянник) и 15 канареек в трех клетках, что были привезены из Сирии. Птички тоже пережили минометный обстрел, разрушивший их дом, потому больше не поют и не откладывают яйца. Фото NY Times.
«Это города завтрашнего дня», — говорит эксперт по гуманитарной помощи Килиан Кляйншмидт о быстро расширяющихся лагерях беженцев в Европе. «Сегодня средний срок пребывания в лагере составляет 17 лет. Это уже целое поколение».
Решение? Кляйншмидт считает, что мигранты, прибывающие в Европу, могут помочь вновь заселить части Испании и Италии, которые были оставлены, поскольку местные все больше тяготеют к крупным городам. «Многие места в Европе совершенно пустынны, потому что люди переехали в поисках работы в мегаполисы. Мы могли бы создать новое население, возможности для развития, торговли и работы. Нам стоит рассматривать их как специальные зоны развития, которые фактически будут использоваться в качестве триггера для обнищавшей заброшенной области. Мы можем повернуть вспять жилищный кризис Испании, целой страны!» — говорит Кляйншмидт.
На фото: Деревня Ганжи на острове Сицилия, Италия. Дома здесь продаются муниципалитетом за 1 евро. Единовременная дотация позволит сделать каждый из них жилым на полсотни лет вперед. Это гораздо дешевле, чем снимать для вынужденных переселенцев квартиры в Берлине по 500 евро в месяц. Фото Sicily.co.uk
«Германия очень интересна, потому что она действительно видит в этом (беженцах) начало большого экономического подъема. Для новоприбывших семей понадобится 300 000 доступных квартир в год. Да строительная индустрия просто мечтает об этом!», — говорит Кляйншмидт.
Против нетерпимости: общественный парк Superkilen в мультиэтническом районе Копенгагена
Superkilen — это городское пространство длиной чуть менее километра, втиснутое в один из самых этнически разнообразных и социально неблагополучных районов Дании. У него есть одна всеобъемлющая идея — он задуман как гигантская выставка лучших городских практик из стран, откуда приехали иммигранты 60 различных национальностей, населяющих данный район.
На фото: Общественный парк Superkilen в Копенгагене, Дания. Фото arch20
Начиная от американских тренажеров и умной системы канализационных стоков из Израиля, пальм из Китая и неоновых вывесок из Катара, эта своего рода сюрреалистическая коллекция глобального городского разнообразия. Местным нравится, что проект на самом деле отражает истинную природу местного района, а не увековечивает окаменевший образ однородной Дании, как многие другие.Есть здесь и место для занятий различными видами спорта, популярными у той или иной этнической группы: бокс, скейтбординг, китайские качели для релаксации, баскетбол. Смонтировано удобное покрытие для велосипедов, роликов и самокатов.
Против миграционного кризиса в Европе: архитектурное перераспределение
На фото: Давно заброшенный берлинский аэропорт Темпельхоф. Фото Dezeen.com
Власти большинства европейских столиц начинают думать над более эргономичным размещением вынужденных мигрантов. В каждом городе есть они — заброшенные фабрики, целые районы, промышленные здания, аэропорты. Большинство из них стоит возле дорог и имеет возможность быстро снова подключиться к водо- и газоснабжению. Их реконструкция до уровня «лучше, чем на улице» стоит в среднем в 40 раз (50 тыс. евро против 2 млн евро) дешевле, чем строительство нового здания такого размера в том же районе.
Так, аэропорт Темпельхоф в Берлине стал домом для 7 000 беженцев и вообще крупнейшим в Германии лагерем беженцев на данный момент. Интересно, что в 2014 году общественный резонанс был вызван желанием муниципалитета снести здание. Собрав петицию, жители его сохранили. Теперь все понимают, насколько разумно это было.
На фото: Аэропорт Темпельхоф в Берлине стал лагерем для беженцев. Фото Gordon Welters для New York Times.Каждая из ячеек-квартир вмещает 10 человек. Внутри здания до сих пор нет туалетов и столовой.
«Мы не хотим, чтобы кто-то, кто пережил войну и террор, спал на улицах, когда у нас есть столько заброшенных строений», — сказал по этому вопросу депутат Даниэль Бухгольц во время парламентских слушаний 28 января 2016 года.
Темпельхоф был построен в 1927 году, а затем реконструирован нацистским правительством в 1930-х гг. Он действовал в качестве центра Берлинского воздушного сообщения 1948-49 гг. Через него шли все поставки в Западный Берлин от союзников, когда СССР отрезал автомобильные и железнодорожные пути. В 2019–2021 году на территории лагеря построят детский сад, школу, детскую площадку. Теоретическое среднее время пребывания семьи в Темпельхофе составит 8 лет.
Против детства в гетто: стекируемая технология делает из пустырей детские площадки
На фото: Детская площадка Playscapes с минимальным бюджетом. Фото Dezeen.com
Два иорданских архитектора разработали модульную и весьма простую в сборке систему уличной мебели для быстрого монтажа детских площадок в городах, лагерях беженцев и других местах, не имеющих общественного пространства. Сара Абдул Маджид и Сандра Хиари создали систему Playscapes для использования в своем родном городе Амман, где традиционно нет дворов и детских площадок.
Против перепотребления: новый эко-бетон
Бетон является наиболее распространенным материалом, используемым человечеством. С 1992 по 2012 год мировой спрос на цемент (ключевой ингредиент в бетоне) более, чем утроился. Так же как растет спрос, увеличивается и воздействие цемента на окружающую среду.
Профессор Рутгерского университета материаловедения и инженерии Ричард Э. Риман разработал технологию изготовления бетона, который хранит CO2. В 2008 году Риман основал компанию Solidia Technologies Inc. Согласно Phys.org: «Твердые бетонные изделия, совмещенные с СО2, смогут уменьшить экологический ущерб на 70 процентов. И мир сможет тратить на 528,3 миллиарда галлонов бетона в год меньше».
Против запустения: социальное жилье на пустырях
Социальному жилью нужно правильное место в контексте города. Если создавать социальные объекты жилого назначения в пригороде, на отшибе, то контраст между бедными и богатыми только усилится, а влияние окружения деформирует позитивный социальный след проекта.
На фото: Арки Булонь в районе Булонь-Бийанкур в западном пригороде Парижа. Бизнес-район с высокими ценами на участки и шаговой доступностью до десятков бизнес-центров. Архитектор Antonini Darmon.
Арки Булонь — это особенный проект социального жилья во Франции, который вырос на месте пустыря. А вокруг пустыря, который принадлежал муниципалитету, уже построены новые элитные дома. Архитектор Антонини Дармон говорит, что нам вообще нужен новый подход к социальному жилью. Согласно его проекту, оно должно располагаться там же и выглядеть почти так же, как у среднего класса, но быть более миниатюрным, чтобы стать частью среднего класса. Иначе проекты просто не работают, и создаются новые гетто-районы.