
Город как объект исследования: что такое микросценарии и зачем их изучают урбанисты
В контексте целого мегаполиса путь от дома или офиса до ближайшего магазина или кофейни может показаться мелочью, но именно он наглядно демонстрирует удобство и комфорт города для людей. Эти повседневные маршруты — небольшие составные элементы ежедневного сценария жизни города — помогают урбанистам видеть его глазами жителей и менять к лучшему. О том, зачем специалисты изучают микросценарии, когда видят эффект от них и как применяют эту концепцию к «третьим местам», рассказывает генеральный директор форума УрбанВэй Анастасия Гончарук.
Анастасия Гончарук генеральный директор форума УрбанВэй
Микросценарии как объект большого исследования
Датский урбанист Ян Гейл считал, что суть городского опыта определяется не масштабом дорог, а качеством пешеходных пространств. Сегодня урбанисты все чаще исследуют не только застройку и возможности улучшения транспортной инфраструктуры, но и повседневную жизнь горожан: как люди проводят свой день, что им удобно, что разочаровывает и что радует. Такие паттерны поведения получили название «микросценарии». Это маленькие, но часто повторяющиеся сцены из повседневной городской жизни, которые формируют общее восприятие города: ожидание автобуса, беседа с соседями у подъезда, игра детей на площадке. Если каждый из этих моментов продуман и удобен, город ощущается по-настоящему дружелюбным.
Профессиональная урбанистика стремится предлагать городу решения с учетом этих микросценариев. Благодаря такому подходу — проектированию с эмпатией — у кофеен и подъездов появляются лавочки, на остановках — навесы и освещение, а детские дворы становятся действительно безопасными. Внимательное изучение микросценариев позволяет выявить зоны роста: в рамках такого анализа становятся очевидными неудобные пешеходные переходы, опасные участки в парке в вечернее время и другие мелочи, которые ухудшают качество жизни и заставляют горожан искать альтернативные маршруты. Накапливаясь, они могут создавать значительное давление на инфраструктуру и мешать комфортному проживанию в городе.
Критерии успеха: как понять, что сценарий работает
Для урбанистов, работающих с современными городскими пространствами, существует несколько ключевых критериев, определяющих удобство или неудобство района в общем смысле, который складывается из сотен микросценариев.
Одним из ключевых критериев является близость инфраструктуры. Идеал — это концепция «15-минутного города», когда все необходимые объекты, от школ и магазинов до парков и кофеен, находятся в пределах короткой прогулки. Такой подход не только экономит время жителей, но и способствует снижению нагрузок на транспортную систему. Он постепенно подталкивает нас к идее полицентричного города, где для того, чтобы хорошо провести время, необязательно ехать в центр.


Парк Прибрежный в Набережных Челнах, проект АрхДесант. Фото: Регина Давлетова, Даниил Шведов
Вторым важным критерием является удобство и доступность «уличной жизни». Прогулки, утренние пробежки, встречи на летней веранде — это и есть настоящая городская атмосфера. Когда улицы удобные, на них есть хорошее освещение и комфортные места для отдыха, людям хочется чаще выходить из дома, и район начинает дышать. Это, в свою очередь, создает ощущение безопасности. Среди примеров такого благоустройства в России — набережные во Владивостоке и Набережных Челнах, ставшие центром притяжения и уличного отдыха. В мировых мегаполисах фиксируется тренд на смещение центра внимания на уличную жизнь: так, в Барселоне в пределах «суперкварталов» (группы из девяти кварталов в спальных районах города) автомобили либо исключены, либо сильно ограничены, скорость движения снижена, часть пространства отдана пешеходам и велосипедам, а улицы наполнены насаждениями, лавочками, мебелью и зеленью.
Благоустройство набережной в Чайковском, проект dot.bureau. Фото: Дмитрий Чебаненко
Не менее важно, чтобы город или район был адаптирован к новому цифровому миру. Появление доставки, каршеринга, самокатов и формата удаленной работы вносит новые реалии в жизнь горожан. Если городское пространство не готово к этим изменениям, то возникает перегрузка пешеходных дорожек, увеличение числа аварий и нехватка мест в кафе и коворкингах.
Все эти факторы создают неудобства и влияют на общее ощущение дискомфорта у жителей.

«Cуперкварталы» в Барселоне. Фото: Westend61 / Amazing Aerial
Еще одним значимым направлением исследований урбанистов становится тема городской мобильности, особенно микромобильности. Этот вопрос интересен не только транспортным специалистам, но и экономистам, ведь он затрагивает как передвижение, так и городскую экономику. Например, в России активно растет число велодорожек: за пять лет их общий километраж в Москве увеличился в три раза — до 600 км, в Перми уже построено 55 км велодорожек, в Санкт-Петербурге — 150 км, а в Тюмени планируется сеть велодорожек общей протяженностью 200 км. Велосипедисты не создают нагрузку на экологию, не перегружают движение магистралей и более активно используют доступную городскую среду — места отдыха и объекты малого бизнеса.
Конечно, урбанисты внимательно следят и за деятельностью девелоперов: что именно и где они строят, какие инструменты используют, какие территории развивают. Все это формирует городской ландшафт. Раньше город оценивали по «сухим» показателям: дороги, освещение, статистика. Сегодня важнее то, как человек себя чувствует в пространстве: безопасно ли, уютно ли, есть ли ощущение «своего» города. Например, даже если уровень преступности в городе низкий, люди могут избегать определенных мест из-за темных переулков или неприветливых заборов.
Сегодня все чаще говорят о «воспринимаемой» безопасности — то есть о том, как пространство ощущается жителями. Более того, важным фактором становится стремление участвовать в жизни своего района. Ощущения горожан изучают по-разному: через опросы, поведенческие данные (например, сколько времени люди проводят в конкретном месте) и даже с помощью нейроурбанистики, которая прогнозирует влияние среды на психику человека.
У всех разное восприятие среды, поэтому пространство должно быть гибким, с возможностью выбора между разными сценариями.
Двор «Пространство-5» во Владивостоке, проект Concrete Jungle в партнерстве со студией озеленения «Грин Катрин». Фото: Алексей Филимонов
Все эти аспекты влияют на восприятие города и ощущение принадлежности к месту: в районе с продуманными микросценариями хочется не только отдыхать после работы, но и гулять, а значит, формируется локальный нетворкинг, желание поддерживать пространство в чистоте и принимать участие в его благоустройстве.
Вдохнуть в город душу: микросценарии вокруг «третьих» мест
Особое внимание урбанистов привлекает развитие «третьих мест» — пространств, отличных от дома и работы, где люди проводят свободное время. Когда решены вопросы удобства, безопасности и близости инфраструктуры, следующим шагом становится качественный досуг. Концепция «третьих мест» существует давно, но именно внимание к микросценариям позволило понять важность их обустройства. Важно понимать, как люди используют уже существующие «третьи места», как их можно улучшить и как создавать новые локации, привлекательные и востребованные у большинства горожан. Такие исследования тоже проводятся на основе микросценариев.

ЦСИ «Заря» во Владивостоке, проект Concrete Jungle. Фото: Concrete Jungle
Согласно наблюдениям урбанистов, в последние годы люди все чаще стремятся находить не банальные локации, а места с собственным характером, историей и атмосферой: бывшие заводы, фабрики, склады, которые получили вторую жизнь. Теперь это арт-пространства, креативные кластеры, кафе и галереи. Например, в Москве на месте бывших памятников конструктивизма, которые стояли без дела и создавали в районе мрачную атмосферу «заброшенного завода», появились Центр Зотов, Дизайн-завод (бывший «Флакон») и «Хлебозавод №9», которые стали центром притяжения и площадкой для современного искусства, перформансов и творческих ярмарок. В Санкт-Петербурге похожую трансформацию пережил «Севкабель Порт», а во Владивостоке — Центр современного искусства «Заря» на месте бывшей одноименной швейной фабрики.
Не менее любимый горожанами тип мест — «секретные» и аутентичные уютные дворы старых домов, лестницы, узкие переулки, заброшенные стадионы или депо, которые внезапно становятся барами, маркетами, сценами для концертов и выставок. Среди удачных проектов такого рода — «Красный октябрь» в Москве, кофейня Antipa на территории храма Священномученика Антипы Пергамского и Музей PERMM в Перми, занявший пространство трамвайных депо.

Кафе в Центре Зотов. Фото: Центр Зотов
Город с душой
Город складывается не из башен и магистралей, а из сотен маленьких историй — короткой остановки у кофейни, улыбки соседа на лавочке, удобного перехода через дорогу. Микросценарии — это то, что превращает набор зданий в место, где действительно хочется жить. Чем внимательнее специалисты учатся видеть и проектировать эти повседневные моменты, тем дружелюбнее и человечнее становится город. И тогда он перестает быть просто пространством для передвижения — он обретает ритм, характер и душу. Поэтому урбанистика с тем же вниманием относится к простой, обыденной жизни пешехода из спального района, что и к глобальному проекту перестройки развязок в мегаполисе: оба решения ведут к одному и тому же результату — приятной и осмысленной жизни в своем городе.
На обложке: благоустройство горы Вшиха в городе Тетюши, проект Dialog Urban Planning/ Алмаз Валиуллин, Айсылу Валиуллина. Фото: Даниил Шведов © Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан».