Как нас собираются пересадить на велосипед: 15 впечатляющих проектов
Некоторые города ошибочно полагают, будто выделенная полоса решает все потребности велосипедистов, другие, кроме того, придумывают, как обезопасить велолюбителей на дороге. Это уже кое-что, и все-таки города и регионы, которые действительно хотят пересадить своих жителей на велосипеды, идут гораздо дальше. Лучшие примеры инфраструктуры для велосипедистов представили на второй Велосипедной архитектурной биеннале (Bicycle Architecture Biennale). Она прошла 17-21 июня в Амстердаме, а теперь выставка проектов отправилась в международное турне.
В этом году участники биеннале — 15 проектов из 9 стран. 11 из них уже реализованы, а еще 4 находятся в статусе концепции. Жюри оценивали архитектурные решения, которые выходят за рамки функциональности, способствуют более здоровому образу жизни и развитию устойчивой экономики, и, разумеется, вносят свой вклад в «озеленение» окружающей среды. Кураторы биеннале — голландская социальная инициатива BYCS — уверены, к 2030 году половина всех городских поездок будет совершаться на велосипеде.
«Велоспорт — это гораздо больше, чем очередное транспортное решение для городов. Это способ улучшить психическое и физическое здоровье городских жителей, решить проблему загрязнения воздуха и изменения климата — это мощная сила для трансформации», — считает Мод де Врис, генеральный директор BYCS.
Кураторами выставки стали NEXT architects, архитектурное бюро с офисами в Амстердаме и Пекине. Рассказываем, какие проекты они оценили особенно высоко.
Сямэньский Skyway
Этот 8-километровый велосипедный маршрут в Сямыне, портовом городе на юго-восточном побережье Китая, проходит вдоль и под существующей наземной сетью скоростного автотранспорта. Первая в Китае и самая длинная в мире «воздушная» велодорожка — проект бюро Dissing + Weitling.
Водный мост в Лимбурге, Бельгия
Захватывающий проект велодорожки, которая проходит не над, а внутри водной глади, был разработан архитекторами Visit Limburg и Lens ° Ass Architects. Велотрасса длиной 200 метров и шириной 3 метра как бы разрезает собой водный массив. Каждый день здесь проезжает в среднем 700 человек, а сама велодорожка в прошлом году вошла в список 100 лучших мест в мире по версии журнала Time.
Curtin Bike Hub в Перте, Австралия
Этот велосипедный центр в Университете Кертина был разработан Coniglio Ainsworth Architects. Здесь можно помыть свой велосипед и привести его в порядок, а потом оставить двухуровневой парковке. Она рассчитана примерно на 200 велосипедов. Открытую площадку на крыше можно использовать для общественных мероприятий и просто для отдыха.
Мост Ольхафен в Раунхайме, Германия
Этот изогнутый мост Schneider + Schumacher охватывает 70-метровый въезд в нефтяной терминал в городском порту. Архитекторам нужно было придумать, как обезопасить велосипедистов от проходящих по этому маршруту танкеров, где хранят и перевозят легковоспламеняющиеся вещества. Кроме того, нужно было открыть вид на реку, опять же, учитывая возможные проблемы безопасности.
«Перевернутый» мост в Нью-Йорке
Квинсвей — старая заброшенная железная дорога в нью-йоркском Квинсе. Архитекторы Nooyoon предложили использовать концепцию многоступенчатого «перевернутого» моста, чтобы соединить с его помощью пространства двух уровней.
Велосипедная парковка в Утрехте, Нидерланды
Проект Ector Hoogstad Architects — самый большой велосипедный парк в мире. Чтобы внедрить его в пространство города, архитекторам пришлось серьезно перестроить центральную железнодорожную станцию Утрехта и прилегающую к ней территорию. Трехуровневая парковка для велосипедов спроектирована с учетом удобства и безопасности велолюбителей. Доступные места для парковки можно отслеживать на электронных табло, легко перемещаясь между уровнями. Кроме того, здесь есть ремонтная мастерская и пункт проката.
Велосипедная дорожка в Барселоне, Испания
Точка соединения кольцевой дороги B-20 и скоростной автомагистрали B-23 на протяжении 60 лет доставляла массу неудобств прохожим и велосипедистам, которые никак не могли через нее пробраться. Новая велосипедная дорожка, наконец, открыла свободный переход через дорогу, сократив таким образом маршрут почти 500 метров. Это проект местного бюро Batlle i Roig Arquitectura.
Nelson Street Cycleway в Окленде, Новая Зеландия
Еще один проект по внедрению велодорожки в действующую сеть автомагистралей принадлежит архитекторам Monk Mackenzie, LandLab и GHD. Свою велосипедную дорожку они выкрасили в ярко-розовый цвет (чтобы выделить) и дополнили тремя сотнями светодиодных столбов на всей протяженности велотрассы — получилась, своего рода, интерактивная световая скульптура.
Велоспорт через лес в Лимбурге, Бельгия
Еще один впечатляющий лимбургский проект — велосипедная дорожка в виде двух обручей общей протяженностью 700 метров. Это, так сказать, развязка для городских велодорожек. Диаметр кругов — 100 метров, маршрут проходит в хвойном лесу Пийнвен, причем в некоторых точках велосипедисты едут на высоте 10 метров над землей. Сложно представить более захватывающий для велосипедиста опыт!
Станция Nørreport в Копенгагене, Дания
Самая оживленная станция в Дании — это серия закругленных крыш на цилиндрах стеклянных павильонов. Изучение предпочтительных маршрутов для велосипедистов легло в основу нового проекта станции, выполненного Cobe, Gottlieb Paludan Architects и Sweco. Проект представляет собой открытое общественное пространство с парковкой на 2500 велосипедов, которая будет расположена на 40 см ниже уровня городских улиц.
Кофе и велосипеды в Делфте, Нидерланды
Этот велосипедный парк — проект BureauVanEig / Biq Architects — расположен в центре кампуса университета Делфта и объединен с велосипедной мастерской и кафе. Основная задача состояла в том, чтобы превратить большой велосипедный гараж в место для приятного времяпровождения. В итоге архитекторы объединили парковку с кафе-баром и мастерской и придали зданию вид павильона, а не гаража.
RheinRing в Кельне, Германия
RheinRing — концептуальный проект велосипедного моста, который может разместиться над Рейном, аккурат между двумя главными городскими мостами, Hohenzollernbrücke и Deutzer Brücke. Проект архитекторов Spade должен связать две стороны города, тем самым существенно облегчив передвижение между ними.
Radbahn Berlin, Германия
Архитекторы Paper Planes предлагают проект превращения заброшенного пространства вдоль и под эстакадой метро U1 в 9-километровую велосипедную дорожку, преимущественно крытую. Сама дорожка в этом проекте частично покрыта переработанным пластиком, снабжена интеллектуальной системой сигнализации и отделена от автострады зелеными кустами и травами.
Велопарковка в Гааге, Нидерланды
Центральный вокзал Гааги сейчас серьезно перестраивают, архитекторы NL Architects предлагают включить в него приподнятые площадки для организации на них велосипедных парковок.
Melkwegbridge в Пюрмеренде, Нидерланды
Melkwegbridge от Next Architects должен соединить старые и новые городские районы, разделив велосипедный и пешеходные маршруты. Пешеходы идут прямо, через изгибающийся на высоте 12 метров мост, велосипедисты едут внизу, по зигзагообразной дорожке без наклона, доступной не только для велосипедов, но и, например, для инвалидных колясок.