Катя Сванидзе о развитии личного бренда в новом контексте и создании архитектуры в релокации
Дизайнер Катя Сванидзе – соосновательница студии DVEKATI, а с недавнего времени и собственного бренда Katya Svanidze design atelier – переехала в Словакию весной 2021 года. На протяжении 13 лет студия DVEKATI создавала яркие проекты частных и общественных интерьеров в России. Сегодня же Катя развивает свое дизайн-ателье в самом центре Европы.
Я всегда вдохновлялась архитектурой модернизма в России. Теперь я продолжаю вдохновляться архитектурой 60-70-х годов в Словакии.Катя Сванидзе дизайнер
Проект DVEKATI закрыт
13 лет я развивала проект DVEKATI, который никогда не был для меня просто работой. Это была часть моей жизни — не бОльшая, но точно равноценная. Мой физический отъезд весной 2021 года никак не должен был повлиять на работу студии в России. Более того, я рассматривала эту возможность как перспективу роста и освоение нового рынка за пределами родины. Мы давно перестроили процессы на работу на аутсорсе — команда прекрасно с этим справлялась. Но обстоятельства сложились таким образом, что было принято решение о закрытии проекта DVEKATI: на это повлияло множество факторов, которые я не буду перечислять. Пожалуй, основная причина — принципиальное расхождение взглядов на развитие компании и ее позиционирование.
Новый контекст
Переезд я планировала давно и поэтому заранее изучала архитектурный рынок. Словакия — уютная страна в самом центре Европы. Несмотря на небольшое население (около 5,5 миллионов человек), конкуренция здесь достаточно высокая. Много достойных бюро и частных архитекторов, за работой которых я с удовольствием слежу, и мы регулярно посылаем друг другу порцию лайков в соцсетях.
Любой проект начинается с поиска реперных точек, на которых будет основана концепция. Для этого нужно ощущать genius loci (или дух места), в котором находится объект проектирования. Это чувство основывается на истории, событиях и отношениях людей, связанных одной географией. Я всегда вдохновлялась архитектурой модернизма в России. Теперь я продолжаю вдохновляться архитектурой 60-70-х годов в Словакии.
Могу сказать, что словаки очень бережно относятся к своему наследию, и это невероятно наполняет.
Моя профессиональная деятельность на новом месте началась с апартаментов выходного дня в живописном городке в окружении гор. После исследования контекста стало ясно, в каком направлении двигаться, и родилась основная идея проекта.
Первая стройка в новой стране
В Москве за 13 лет архитектурной практики я наработала множество полезных контактов, обросла надежными поставщиками. В родном городе меня знают и всегда с удовольствием соглашаются на совместные проекты, вне зависимости от бюджета и объема предстоящей работы. Это зачастую имиджевые проекты, которые интересны подрядчикам, в том числе и как маркетинговый инструмент.
Итак, я начала искать подрядчиков, и самой большой проблемой оказались строители. В Словакии зачастую мастеров приходится бронировать за полгода. В моем случае так и получилось, поэтому реализация проекта затянулась: вместо стандартных 4-6 месяцев стройка шла год. В остальном все складывалось без сучка и без задоринки. В Словакии ценится ремесленный труд, здесь есть множество локальных мастеров по дереву и камню, а также реставраторов.
Так как я всегда использую в проектах множество винтажных предметов мебели и освещения, хороший реставратор — это необходимость. Теперь он у меня есть.
Стройка закончилась, и пришло время завершающего и не менее важного этапа — фотосъемки. Я выбрала для сотрудничества одного из самых известных архитектурных фотографов в стране. В результате объект приняли на конкурс лучших локальных архитектурных проектов, вскоре будут известны результаты.
Социальный капитал
Параллельно с этим проектом я активно занималась нетворкингом. Когда живешь в Европе, очень удобно и легко посещать профессиональные мероприятия, выставки, форумы и другие. Еще один ценный опыт для меня — это участие в ежегодном международном воркшопе ONE TO ONE, организованным архитектурным бюро WoVeN в промышленном шахтерском городе Прьевидза. Событие было посвящено проектированию и строительству интерактивного деревянного объекта в городском парке. В проекте участвовали архитекторы и студенты архитектурных вузов со всей Европы — за две недели мы придумали и построили многофункциональный объект, открытие которого было совмещено с запуском выставки местного фотографа Vanda Mesiariková.
Для меня это был очень полезный опыт: новые знакомства, языковая практика и возможность работы с деревом и инструментами собственными руками, о которой я давно мечтала. Хотя, не скрою, нам все-таки помогали профессиональные столяры. Еще хочется отметить, что поддержка представителей города была колоссальной — любые наши просьбы выполнялись моментально.
Я полагаю, мой опыт может быть полезен тем, кто планирует переезд в другую страну, но опасается перемен. Перемены — это стимул к изучению, познанию и преодолению. Мир большой, и он открыт для всех. Любая деятельность, направленная на созидание, встречает поддержку и обречена на успех — у меня в этом нет никаких сомнений.
На обложке: дизайнерский апартаменты SOMTU по проекту Кати Сванидзе. Фото: Matej Hakár.