
Тимур Башкаев: «Стремление к максимальной мобильности — это непрерывный процесс»
Недавно в Москве завершился ежегодный фестиваль «Открытый город». Его юбилейный сезон посвятили развитию транспортной среды как многослойной структуры на стыке функциональности и символического потенциала. В финале события в Музее архитектуры им. А. В. Щусева прошла одноименная выставка, которая объединила проекты пятнадцати студенческих команд. По итогам фестиваля редакция Design Mate поговорила с приглашенным куратором десятого сезона, руководителем бюро «АБТБ» Тимуром Башкаевым, о том, как выглядит современная мобильная среда, как проявляется эмоциональное значение транспортной инфраструктуры и какие тенденции намечаются в ее развитии.
Почему именно «Архитектура мобильности» стала темой нового сезона фестиваля? Что вы вкладываете в это понятие и почему сейчас оно звучит особенно актуально?
Роль транспорта в развитии городов возрастает, и Москва делает колоссальные успехи в этой области. Но сейчас важнее становится не просто повышение его эффективности, а формирование высококачественной среды общественного транспорта, где архитектура имеет первостепенное значение.
Как для вас выглядит по-настоящему мобильный город — в 2025 году и в будущем?
Стремление к максимальной мобильности — это непрерывный процесс. Как только мы решаем поставленные задачи, в обществе тут же появляются новые запросы. Прежде всего, общественный транспорт должен быть максимально доступным в физическом и материальном плане. Быстрым, безопасным, безбарьерным, интуитивно понятным. В идеале он должен стать бесшовным — с минимальным количеством пересадок. И, конечно, вся транспортная среда должна отличаться высокой степенью архитектурной проработки.

Экспозиция «Открытый город», проект «Город у воды»
Транспортная инфраструктура часто воспринимается как исключительно утилитарная. А как может проявляться ее символическое и эмоциональное значение?
Многие годы некоторые виды транспорта действительно считались чисто утилитарными. Поэтому у нас до сих пор сохранились морально и физически устаревшие элементы железнодорожной пассажирской инфраструктуры. Сейчас очень важно развивать лучшие традиции московского метро, где архитектура и художественный образ всегда играли особую роль.
Я верю, что общественный транспорт имеет мощное символическое значение, которое можно с помощью архитектуры перевести в положительные эмоции.
Транспорт — это движение. Движение к прогрессу. Это легко визуализируется средствами архитектуры, где всегда ценилась динамика форм. Транспорт объединяет множество людей, что символизирует его открытость и демократичность. Много света и пространства всегда отличали эту архитектуру. И даже ее утилитарность не является негативным определением. Общественный транспорт должен иметь ясные и четкие функциональные схемы, в которых людям легко ориентироваться и где они чувствуют себя в безопасности.
Вместе с командой вашего бюро «АБТБ» вы проектируете в том числе объекты транспортной инфраструктуры. Какие главные вызовы стоят перед архитектором в рамках этой типологии?
Главный вызов для нас — это сочетание экономичности, утилитарности и безопасности с ярким внешним образом и комфортной внутренней средой объектов пассажирской инфраструктуры.


Экспозиция «Открытый город», проекты «Лаборатория транспортных решений» и «Легче воздуха»
Москва сегодня демонстрирует впечатляющий прогресс в сфере транспорта. Что делает опыт столицы особенным, а какие задачи еще предстоит решить?
Москву отличает ярко выраженная ориентация на человека. На первый план в столице выходит общественный транспорт, где внимание уделяется всему, от подвижного состава до архитектуры станций и вокзалов. Город ориентируется на профессионалов мирового уровня в области организации системы передвижения и реализует их рекомендации с потрясающей волей и последовательностью, что приносит великолепные результаты. Ближайшей задачей в этой области я считаю завершение программы МЦД. Проложить все дополнительные пути, достроить вокзальные комплексы, объединить станции с городским общественным транспортом с помощью современных транспортно-пересадочных узлов или вокзалов. Хочется, чтобы в будущем система высокоскоростных магистралей стала транспортным каркасом Московской агломерации.

Экспозиция «Открытый город»
Как вы оцениваете результаты воркшопов фестиваля? Можете ли вы выделить проекты, которые предложили особенно неожиданный и любопытный взгляд на транспорт и городскую мобильность?
Главная цель фестиваля «Открытый город» — образование и развитие молодых архитекторов и студентов широкого профиля. И эта цель безусловно достигнута. Участники воркшопов соприкоснулись с актуальной городской проблематикой, поставили важные цели, с помощью наставников решали сложные проектные задачи, получили опыт общения с профессионалами и со своими напарниками. Они также попробовали представить свои идеи и решения в разных форматах и презентовать их перед требовательным жюри и общественностью. В большинстве случаев это были футуристичные идеи, характерные для молодого поколения, но встречались и конкретные решения, которые можно реализовывать хоть завтра. Например, идея компактных, легких самокатов от команды Института Генплана Москвы.
Экспозиция «Открытый город», проект «Свет в конце туннеля»
Еще мне особенно понравилась работа команды под руководством архитектурного бюро ATRIUM. Студенты исследовали тему мостов, которые все чаще становятся архитектурными символами связанности города, освоения новых уровней, а иногда и потрясающими арт-объектами, которые формируют среду вокруг себя. Отдельно хочу выделить работу команды под руководством Ильи Мочалова, которая реализовала удивительное по тонкости и гармоничности исследование звуковой среды Садового кольца. Работа показала разнообразие аспектов взаимодействия человека с транспортной инфраструктурой, которые в скором будущем будут не только учитываться, но программироваться и формироваться в процессе развития города.

Экспозиция «Открытый город»
Какие тенденции вы видите сегодня в развитии транспортной инфраструктуры? Какие типы проектов действительно востребованы современным городом и его жителями?
Главной тенденцией я бы назвал всю ту же ориентацию на человека. В транспорте мы проводим больше времени, чем в любом другом общественном пространстве. Социологи считают, что именно по уровню качества общественного транспорта жители определяют отношение к себе местных властей. Я надеюсь, что в Москве и регионах будут появляться яркие проекты станций и вокзалов.

Экспозиция «Открытый город», проект «Три вокзала»
Как появление новых форм мобильности, от электросамокатов до беспилотных такси, меняет восприятие города его жителями?
Любые инновации в области мобильности должны нести пользу большинству горожан. Беспилотные такси должны привести к более быстрому, дешевому, комфортному и безопасному обслуживанию горожан. Удобство позволит сократить использование личного транспорта, что положительно скажется на загрузке дорог. Отказ от водителей повлияет на удешевление поездок, и такси станет более доступным для разных слоев населения. На этом пути еще многое предстоит сделать, но мы уже близки к реализации этой программы в ближайшем будущем. С самокатами немного сложнее. Кроме очевидной пользы, есть и определенные проблемы развития этой системы в городе. Безопасность движения самокатов требует умного регулирования и контроля за работой этой системы.
Как архитектура может не только поддерживать процессы мобильности, но и формировать вокруг них новую культуру?
Как бы мы ни хвалили транспортную архитектуру, пребывание в ней для многих связано со стрессом. Есть слои населения, которым показана мобильность, но они могут отказываться от поездок только из-за этого. Но и другие люди накапливают стресс, если инфраструктура недостаточно комфортная или не соответствует их ожиданиям. Это приводит к серьезным издержкам в производительности труда и общем здоровье населения.
Глобально мы должны создать такую среду, которая не накапливает стресс, а снимает его.

Экспозиция «Открытый город»
Важно формировать такую культуру внутренних пространств транспортных объектов и такой уровень сервисов, что человеку захочется проводить в ней больше времени. И архитектура играет здесь значимую роль. Надеюсь, что эта сверхзадача стала понятна и близка всем участникам нашего фестиваля.
Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Открытый город».



