![Зачем городу искусство: опыт паблик-арт программы «КАМ-ОН» Зачем городу искусство: опыт паблик-арт программы «КАМ-ОН»](/upload/images/post/post_12373.jpg?1736972749)
Зачем городу искусство: опыт паблик-арт программы «КАМ-ОН»
Появляясь в городе, произведение искусства не существует отдельно от него, а, напротив, гармонично интегрируется в среду и в перспективе может стать узнаваемым символом или даже визитной карточкой места. Как арт-проекты обогащают городское пространство? Как на появление искусства реагируют сами жители? Как культурные символы города находят отражение в работах художников и какую роль в этом играет коммуникация с аудиторией? Об этом Design Mate рассказала команда екатеринбургского проекта STENKA, которая в прошлом году году реализовала в Нижнекамске паблик-арт программу «КАМ-ОН».
Проект STENKA объединяет продюсеров, кураторов и талантливых художников из разных стран, которые вместе переосмысляют городские пространства и наделяют их новой идентичностью. Команда работает с контекстом территории и рассказывают историю каждого города и населенного пункта понятным и актуальным языком.
![](/upload/images/post/post_12373_p1.jpg)
Can’t place this here, работа команды STENKA
В 2024 году в Нижнекамске прошел первый сезон паблик-арт программы «КАМ-ОН», направленной на развитие городского пространства при помощи уличного искусства. Художники создали семь произведений, отражающих смыслы и ценности, близкие местным жителям.
Отношения с городом и к городу
Город можно сравнить с компьютером, в котором есть железо (hard) и программное обеспечение (soft). Изначально компьютер создавался для упрощения сложных вычислений, однако в контексте современной реальности его восприятие деформируется. Сейчас это неотъемлемая часть нашей жизни и наш главный помощник.
![](/upload/images/post/post_12373_p2.jpg)
Mega Super Nova Ultra. Работа команды SPEKTR
Эту метафору можно применять по отношению к городу: его железом является инфраструктура, а программным обеспечением — наполнение: наше отношение к нему, события, которые в нем проводятся, инфлюенсеры и сообщества, которые в нем живут, то есть всё то, что отличает один город от другого. Рациональная часть (hard) накладывается на эмпирическую (soft). Важно не противопоставлять hard- и soft-характеристики города друг другу. Как и на примере с компьютером, лучше всего они работают вместе.
![](/upload/images/post/post_12373_p3.jpg)
«Полимеры-конструктор». Работа команды SPEKTR
Города постсоветского пространства в большинстве своем похожи друг на друга, и наше отношение к тому или иному месту формируется исходя из контекста, который определяет в том числе искусство. Например, проект «Полимеры-конструктор» от команды SPEKTR из Екатеринбурга и Москвы стал акцентом в городском пространстве, который привлекает внимание жителей и гостей Нижнекамска. Работа показывает масштаб нефтехимического производства, благодаря которому появляются незаменимые предметы из многих областей: ПЭТ бутылка, резиновая лодка с пластиковыми веслами, ботинки с подошвой из каучука, коньки, хоккейная маска. Последние два предмета также символизируют сильную хоккейную традицию Нижнекамска. Одна из самых важных частей нашей работы — создание смысловой надстройки для территории, изменяющей отношение человека к пространству, в котором он живет, через различные практики и проекты. Создание дополнительных ценностей и смыслов увеличивает привлекательность места для молодого населения и снижает уровень его оттока с этой территории.
Практика – отношение – практика
На этапе, когда стены домов становятся холстами, город начинает существовать уже как галерея под открытым небом. Это другое восприятие, которое инициирует появление новых практик — экскурсий, маршрутов по городу, интерпретаторов, а также обсуждения в СМИ и формирование нового сообщества.
![](/upload/images/post/post_12373_p4.jpg)
«Формула любви». Работа команды SPEKTR
Работа на фасадах двух домов на Проспекте Строителей, тоже созданная объединением SPEKTR, рассказывает историю влюбленности. Лего-человечки отсылают к заводу в городе, где производятся материалы, используемые в создании детских игрушек. В творчестве художников образы героев из популярного конструктора уже появлялись как отражение рабочего человека. История двух людей и тема химии подтолкнула авторов к изображению на мурале целой истории любви. Так, с помощью современного языка использования знакомого образа лего-человечка раскрывается вечная тема, важная для всех.
Эта динамика формы и содержания придает ритм не только объекту, но и пространству вокруг него.
Важно помнить, что уличное искусство — не всегда про идеально ровную поверхность на белых фасадах. С помощью работ можно поменять назначение пространства и отношение к нему: например, из холодного тесного пространства сделать комфортный центр для общественного взаимодействия.
Уличное искусство как коммуникация
Работа не существует отдельно от городского пространства. Она становится лицом города, а при идеальном сценарии — его визитной карточкой и гордостью.
Чтобы сделать коммуникацию более эффективной, в рамках программы «КАМ-ОН» мы еще до начала реализации работ художников занимались офлайн- и онлайн-опросами горожан. Нам было важно узнать о ценностях местных жителей, важных для них местах и событиях. Без знания людей, для которых создается проект, невозможно достичь поставленной цели.
![](/upload/images/post/post_12373_p5.jpg)
«Большой маленький мир», Андрей Калугин
Жители начали акцентировать внимание на ценности природы, движении вперед, семье, спорте, истории города, личностях первостроителей и работников предприятий, комфорте и безопасности, которые затем были преобразованы в концепции художников. Одна из показательных работ — проект художника из Махачкалы Андрея Калугина «Большой маленький мир». Автор поднимает тему единения человека и природы, изображая мальчика, который сажает цветок и приобщается к окружающему миру. Юноша, что садит цветок сегодня, делает вклад в общее будущее.
Другая форма коммуникации осуществляется уже на этапе реализации работы в пространстве. Горожане хотят участвовать в формировании облика города: это важно это понимать, чтобы эффективно включать их в процесс.
Неравнодушные люди — это фундамент паблик-арт программы.
Во время реализации проекта мы познакомились с девушкой, чьей давней мечтой было создание муралов и работа с крупной формой на улице. Ей удалось поработать вместе с художником Андреем Калугиным. Эльвира Хасаншина с самого начала программы активно участвовала в ее реализации, вместе с командой исследовала город. Кроме того, ее мнение легло в основу общего брифа программы. Когда началась работа над одним из муралов, Эльвира пришла посмотреть на технику работы художника, а в результате часть картины нарисована ее кистью. После этого Эльвира получила приглашение работать еще на нескольких объектах в Нижнекамске, и у нее вырос неподдельный интерес к уличному искусству.
![](/upload/images/post/post_12373_p6.jpg)
«Твой яркий спорт», Хот
Локальная идентичность
Сейчас, когда тема локальной идентичности особенно популярна, важно разбираться, как с ней работать и зачем это нужно. В нашем понимании это прежде всего развитие социальной ответственности за то место, где ты рос и живешь; новое понимание личного пространства, ведь наша ответственность не заканчивается за порогом квартиры. В проектах STENKA мы много работаем непосредственно с историей города. Например, на работе «Запуск» изображена фотография, сделанная 23 июня 1967 г. В этот день состоялся розжиг газового факела на первой установке «Нижнекамскнефтехима» — ЦГФУ: таким образом мурал отражает важную веху в истории места.
![](/upload/images/post/post_12373_p7.jpg)
«Запуск», STENKA
У аудитории есть запрос на трансформацию городской среды, созданной в эпоху пятилеток и государственных планов. Уличное искусство — это один из инструментов совершенствования среды вокруг без глобального вмешательства в инфраструктуру. Это возможность изменить отношение к городу, наделив его новыми ценностями.
На обложке: «Фазы луны», Рустам QBIC.