Аннушка Броше: «Главная тема для меня — что значит быть женщиной-художницей»
Активная выставочная деятельность Аннушки Броше началась в 1987 году. За это время состоялись ее многочисленные экспозиции в России и мире, от Франции до Южной Кореи: и все это на фоне значительных изменений, связанных с ролью женщины в арт-процессе. Эта тема до сих пор остается одним из лейтмотивов в творчестве Аннушки, который воплощается в разных медиумах. По случаю персональной выставки художницы, которая открыта в ММОМА до 8 декабря, мы поговорили с ней об эволюции ее практики, особенностях нового выставочного проекта и качествах современной женщины.
Ваша творческая практика посвящена роли женщины в искусстве. Расскажите, какое место занимала женщина в арт-процессе, когда вы только начинали карьеру, и как изменилась ситуация сейчас?
Вспоминается один из старейших жизненных анекдотов. В художественных школах, училищах и институтах всегда в основном обучались девочки, а среди состоявшихся и успешных профессионалов гораздо больше мужчин. Вот такая загадка. Так было, когда я начинала, но сейчас ситуация явно изменилась, выровнялась. Кажется, что на московской сцене профессиональных художниц стало больше.
С какими стереотипами относительно этого сталкивались лично вы?
Раньше существовал обычный для того времени стереотип о том, что женщина-художница должна быть мужеподобной или очень странной. Или, например, если ты «нормальная» женщина в социальном представлении, то есть замужем, имеешь детей, а еще хуже — красивая, то вот и давай: занимайся домом и семьей. А рисование — это максимум макияж. Я сначала даже подначивала журналистов: со страшно серьезным видом рассказывала, что рисую помадой и лаком для ногтей.
Выставка «Пандора. Распаковка» в ММОМА
Еще один лейтмотив вашего творчества — тема красоты, которую вы начали развивать еще в 2000-х годах на первой выставке «Верить в красоту». Что красота значит лично для вас?
Красота была и остается одной из моих любимых тем. В своем творчестве я размышляю о том, что такое красота, о «ловушках» и подменах этого понятия. О том, как быть женщиной и быть художницей; о том, что «красить» и «краситься» созвучны; о социальном ожидании от женщины и ее красоты; о давлении массмедиа; о гонке за красотой и вечной молодости, с определенно проигрышным финалом.
Хотя ваша текущая выставка «Пандора. Распаковка» в ММОМА — не ретроспектива в ее классическом понимании, она все же охватывает большой период вашей практики. Расскажите, как развивалось и менялось ваше творчество и как этот процесс воплотился в экспозиции?
Конечно, в течение жизни что-то меняется, что-то волнует больше, а что-то — меньше. Вокруг нас тоже многое меняется. Быть художником — это как быть исследователем или археологом: происходят находки и открытия, которые увлекают. Поэтому получается такая, казалось бы, странная хронология. В начале XIX века — «Что делать?» и «Сны Веры Павловны», затем Платон и «Притча о пещере», далее древнегреческие мифы и «Миф о Пандоре». То есть первый этаж экспозиции — о личном и о личности, о женском, о телесном, о поверхностной красоте и о духовности. Все объединяет главная для меня тема — что значит быть женщиной и, в частности, женщиной-художницей.
Материалы, медиа и способы выражения могут меняться, но тема остается неизменной.
Выставка «Пандора. Распаковка» в ММОМА
Как вам кажется, можно ли полноценно понять творчество автора в отрыве от его личности и жизненного опыта?
То, как организована выставка, — это тоже я. Мне 15 лет, я учусь в художественном училище, литературу ведет молодая аспирантка. Наверное, пишет работу о «Что делать?» Чернышевского и о становлении судьбы Веры Павловны, об истории эмансипации в России, о женском самосознании, о профессиональной активности. Мне кажется, мы полгода это изучали нашим девичьим коллективом и очень прониклись этой темой. Второй зал — я уже в университете. Полиграфический институт, очень увлечена Лосевым, Платоном. Третий зал «Мастерская Гефеста»: я уже взрослею, все становится конкретнее, можно взглянуть четче на себя и вокруг. Что такое женщина, из чего она состоит, какую роль занимает в мире. Пандора — как Ева, первая женщина, слепленная и выданная человечеству (мужчинам) и открывшая все виды человеческой уязвимости, смертность. «Мифы и легенды Древней Греции» была наша детская книга, наряду с Хансом Кристианом Андерсеном, Братьями Гримм, Бажовым, Лесковым. Все очень личное.
Расскажите, как именно на выставке взаимодействуют индивидуальное переживание и коллективный опыт?
Можно сказать, что художники — индивидуалисты. Они проводят большую часть жизни в одиночестве, сами с собой, работая в мастерской. Но это не так. Может, из-за этой отстраненности или другого механизма прочувствования, другого способа транслирования. До сих пор непонятно взаимодействие сознания, подсознания и рисующей руки. То есть художник «питается» окружающей жизнью и индексирует, заостряет внимание на каких-то вещах, но не дает ответы. Например, для меня важен вопрос о том, что останется от нашей культуры и эстетики. Как считается назначение вещи и понимание красоты у археологов будущего — это последний зал «YEAR 2338». На втором этаже выставки, от проекта «Амнезия» до «храма Пандоры», представлено мое проживание расцвета и гибели завода «Конаковского (Кузнецовского) фаянса», но не полное исчезновение, а то, какой след он оставил.
Из серии “Восторг” 2006-2010 Холст, масло
Из проекта YEAR 2338 2024
Вы работаете в разных медиумах и масштабах, от живописи до керамики и инсталляции. Какие возможности открывают перед вами разные жанры?
В жизни и в искусстве есть столько всего прекрасного; столько хочется еще попробовать. И на ощупь тоже. Разные материалы могут подсказать новые темы — это движение в две стороны. Это опять о связи рук, мелкой моторики и сознания. Здесь для меня тоже очень интересны традиционные народные промыслы, архаика и связь с культурой, национальным характером. Например, как в проекте «Подпоясанные», созданном в коллаборации с мастерами народных промыслов.
Выставка «Пандора. Распаковка» в ММОМА
В последние годы вы также активно работаете с керамикой. Чем вас привлекает этот жанр, почему вы считаете его метафорой женщины и ее творчества?
Керамика и фарфор нравились мне всегда. В детстве я собирала фигурки Императорского фарфорового завода, потом, уже постарше, антикварный фаянс, фарфор. В Художественной школе №1 (теперь имени В.А.Серова) очень любила скульптуру, глину — это как рисование, но двумя руками и в пространстве. Почему керамику можно назвать метафорой женщины? Может быть, потому что многие думают, что керамика — это ремесло, прикладное искусство? Как бы искусство «по-маленькому», для женщин. Шучу! Для меня керамика — это женский мир: посуда, быт, застолье, чаепитие (инсталляция «Сны Веры Павловны»). И, конечно, вазы, сосуды — это метафоры тела.
Из серии “Подпоясанные” 2021 Керамика, ткачество
Все о том, что женщина — сосуд, наполненный мужчиной и вынашивающий новую жизнь.
Современная женщина — какая она для вас?
Очень разная — и очень сильная, и очень слабая, но все же, наверное, лучше чувствующая, как справиться в этой, сейчас такой непростой, жизни.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА.