Анна Сысоева о ведении проектов в пяти странах одновременно и о том, почему нетворкинг и знакомства — основа всего
Архитектор и соосновательница студии Archblack Анна Сысоева улетела из России 24 февраля 2022 года. Недельный отпуск обернулся релокацией, и теперь Анна базируется в Европе, кочуя по разным странам и работая над проектами для местных заказчиков.
Общение — ключевой навык, который помогает адаптироваться в новой стране и другой профессиональной среде.Анна Сысоева архитектор, дизайнер
Как отпуск в Марокко обернулся эмиграцией
24 февраля 2022 года я улетела в отпуск на неделю. Пока я была в пути, случилось то, что случилось, Европа закрыла небо для России, обратный билет аннулировали, и все мои банковские карты перестали работать. В тот момент, уже находясь в Европе, я поняла, что останусь здесь при любых обстоятельствах.
Я не выбирала страну, в которой буду жить: страна сама выбрала меня. Так я осталась в Барселоне и подала документы на студенческую визу, которая позволила бы мне легально находиться в Испании. Затем перевела свое портфолио на английский и разослала его всем, кого знала в Европе. Спустя несколько недель со мной связался знакомый и сказал, что купил квартиру в Мадриде: так я приступила к своему первому проекту здесь. Сейчас с этим заказчиком мы работаем вместе уже над пятым проектом.
Спустя какое-то время я приехала в Париж на выставку Maison&Objet, где познакомилась со своими будущими французскими заказчиками (спойлер: для них я реализовала несколько проектов, в том числе ресторан в Париже и отель в Сен-Тропе, который уже открылся). Постепенно появлялись новые клиенты и объекты, и сейчас я одновременно веду работу во Франции, Испании, Турции, Португалии и даже в Африке.
Налаживание связей
До переезда у меня был опыт работы за рубежом — в частности, в Сингапуре и Испании, удаленно. Также мы с Татьяной, моей напарницей, уезжали в Филиппины на полтора месяца для работы над ресторанным комплексом. В Европе в последнее время работала мало: в Москве, где базируется наша студия, было достаточно проектов. Могу сказать, что главный ключ к поиску заказчиков на новом месте — это нетворкинг. За все проведенное здесь время нередко случалось так, что я сначала знакомилась с человеком, рассказывала про свое видение дизайна и только потом показывала портфолио.
Некоторым заказчикам изначально бывает достаточно поговорить со мной и увидеть мудборд.
Поэтому моим основным двигателем в новой профессиональной среде стало общение. Я стараюсь максимально социализироваться — ходить на открытия галерей, посещать дизайн-выставки и другие мероприятия, общаться с местным сообществом.
Локальные особенности
Многие вещи, с которыми я столкнулась во время работы в Европе, меня искренне удивили. Например, в Париже на одном из объектов меня попросили провести авторский надзор. Я посмотрела дизайн-проект, и это оказалось лишь 10% из того, что мы делаем в России. Забавно, что из-за такого подхода строители тоже не привыкли к большому объему работы — со мной им, конечно, приходится сложно.
В целом, работа здесь происходит гораздо медленнее. Так, небольшую квартиру под сдачу в Ницце делали десять месяцев, если не больше. Но зато все с пониманием относятся к правкам. При этом вопросы лучше решать в неформальной обстановке: можно пригласить подрядчика на обед, поговорить и жизни и (важно!) только в конце упомянуть про работу.
Что касается материалов, отделки и предметов для проекта, то тут стандартная ситуация: во Франции можно найти все самое лучшее, и даже в Испанию ткани, обои и краску привозят преимущественно оттуда. А вот производство мебели во Франции очень дорогое — да и в целом в Европе на все, что считается ручным трудом, ценник космический. К примеру, в одном из проектов я сделала тканевый натяжной потолок, и только работа мастера обошлась в 5000 евро.
Вообще, работа в Париже — это сказка. Везде можно спокойно попросить сэмпл ткани, краски или обоев: при этом никто не спрашивает, дизайнер ты или нет.
В Испании приоритет стараются отдавать локальным производителям и брендам, где это возможно. И это оправдано: здесь правда много классных марок с хорошим ценником и качественным дизайном, которые мало известны в России. Еще одна важная местная особенность — другие нормы электромонтажных работ. Это важно учитывать, потому что в случае их нарушения владелец не сможет застраховать свой объект, что особенно важно при работе с частными интерьерами.
Мои заказчики с понимаем относятся к тому, что я пока не очень хорошо говорю на местных языках: к счастью, во Франции с прорабами можно общаться по-английски, что большой плюс, а вот в работе в Испании я общаюсь со строителями и подрядчиками на испанском. Интересно, что вся рабочая переписка здесь ведется исключительно по почте. Если случится форс-мажор или какая-то проблема, важно, чтобы все было зафиксировано письменно. Даже если что-то решается на личной встрече, необходимо записать и отправить друг-другу все, что мы обсудили.
Текущие проекты
Всего с начала моей эмиграции я работала над 16 проектами: 5 уже закончила, и еще 11 в процессе. В России у нас сейчас всего один проект клиники, который мы ведем с ребятами удаленно. Но на расстоянии все равно очень сложно работать, к тому же становится понятно, что все больше клиентов из нашей целевой аудитории переезжает в другие страны.
Меня очень радует, что российские дизайнеры в Европе оказались востребованы. Недавно, например, я приступила к проекту отеля в Африке: заказчику отправляли заявки студии из Дании и Нидерландов, но он выбрал меня, что очень приятно. В работе с европейскими клиентами я сильнее ощущаю ценность своего дела — здесь искренне восхищаются работой архитектора и дизайнера.