Молодое поколение на рынке труда: в поисках общего
Миллениалам сегодня около 30 — молодые люди постепенно занимают лидерские позиции, сменяя на них старших коллег по цеху. Не стоит однако забывать, что на рынок выходят и 20-летние соискатели, так называемые «зеты» — и у них есть свои особенности. Редакция Design Mate решила составить типичный портрет вашего молодого коллеги — представителя поколений Y и Z, а заодно задала вопрос практикующим дизайнерам: «В чем преимущества/недостатки работы с молодежью?»
Современная теория поколений была разработана социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Согласно теории, люди, родившиеся в промежутке 20 лет (эта цифра может быть чуть меньше или больше), принадлежат к одному поколению и имеют много общего. Представители поколения Y (они же миллениалы) — встретили новое тысячелетие в юном возрасте — они родились в 1980—2000 годах. Представители поколения Z появились на свет непосредственно перед сменой миллениума или после неё — их также называют постмиллениалами. Период с 1995 по 2000 годы считается переходным. Принадлежность человека к тому или иному поколению не определяется исключительно годом его рождения.
Молодые люди ориентированы строить карьеру
«Поколение Питера Пэна» — так прозвали миллениалов за боязнь взросления и излишнее пестование личной свободы. Действительно, среди представителей поколения Y немало тех, кто готов отказаться от работы в престижной компании ради нескольких месяцев скитания по миру, но подобные ценности вряд ли можно считать аксиомой. Согласно результатам исследования, проведённого маркетинговой компанией Sparks and Honey, постмиллениалы готовы инвестировать в собственное будущее: запуск стартапа или работа в команде профессионалов для них звучат более убедительно, чем мечты о беззаботной жизни вдали от цивилизации. Возможно, дело в том, что взросление родившихся за пару лет до смены тысячелетия или после него пришлось на период экономической турбулентности, поэтому «зеты» воспринимают необходимость борьбы за рабочие места как вызов и имеют вполне реалистичный взгляд на мир. Молодые дизайнеры стремятся учиться у лучших, пополнять портфолио крутыми проектами — ради этого они даже готовы претерпеть временные неудобства: например, работать в режиме нон-стоп на не самых выгодных условиях в начале карьеры.
Гибкость во всём как кредо нового поколения
Если миллениалов называли «первым цифровым поколением», намекая на их вовлечённость в мир технических инноваций, родившиеся в новом тысячелетии не представляют свою жизнь вне виртуального контекста. В то время как большинство представителей поколения Y с технологиями — «на ты», «зеты» живут в этой новой реальности: не отрываясь от экранов смартфонов, они стремятся быть в курсе всего, что считают достойным внимания. Возможность оставаться на связи с помощью соцсетей и мессенджеров, способность легко ориентироваться в новостном потоке, выделяя необходимое, — молодые сотрудники демонстрируют гибкость и быстроту мышления, а взамен требуют удобного графика и стиля работы. Сегодня все больше соискателей обращают внимание на удалённую формы занятости или на возможность работать удалённо при необходимости: например, несколько дней в месяц. Мотивировать молодых дизайнеров сидеть в офисе с 9 до 18 (если необходимость постоянного взаимодействия с командой отсутствует) перестаёт быть самоцелью для работодателя.
Нетворкинг и «слабые» связи
Представителям творческих профессий без деловых контактов никуда — это также справедливо в отношении дизайнеров и архитекторов. Так как обстоят дела с социализацией у молодых сотрудников? Интересно, что «игреки» больше предрасположены к работе в офисах открытого типа и активному обмену информацией с коллегами, в то время как «зеты» скорей оценят приватность трудового пространства. В целом, постмиллениалы с удовольствием работают самостоятельно и рассчитывают на собственные силы — однако это не означает, что они не владеют навыками коммуникации. Общение 18-22-летних — это предметные разговоры, коммуникация, за которой часто стоит практическая цель, — получить интересующую информацию, перенять новый опыт. По сути, это и есть основа нетворкинга, ведь речь идёт о завязывании профессиональных контактов. Несмотря на стремление к свободе и некоторой независимости, молодое поколение с большой долей вероятности будет легко строить отношения с коллегами, ведь на кону — развитие карьеры, которое нередко зависит от того, насколько сильны «слабые» связи.
Отношение к иерархии
Горизонтальная система отношений, вера не во власть, а во влияние (здесь можно вспомнить популярную нынче фигуру инфлюенсера) — похоже, в этом смысле, мир уже не будет прежним. И тем, кому скоро исполнится 30, и тем, кто недавно отметил своё 20-летие, важно понимать смысл взаимодействия с другими людьми. Для молодых формальная субординация отжила свой век, ведь это игра по чужим правилам: в каком объёме будет получена выгода неизвестно, да и наступит это в любом случае нескоро. Отношение представителей поколения Y к авторитетам можно назвать бунтарским, в то время как поколение Z мыслит более прагматично: молодёжь готова показать, на что она способна руководству, при этом юные сотрудники сами берутся оценивать потенциал компании и компетентность старших коллег. Постмиллениалы осознают, что в современных реалиях годы работы за плечами — не единственное преимущество работника, а трудовой стаж может проигрывать умению быстро ориентироваться в ситуации или хорошему имиджу в профессиональной среде. Общество теряет вертикальную структуру — по крайней мере, в глазах более молодой половины населения планеты.
Все дело — в зарплате?
Финансовой вопрос актуален для молодого поколения — по результатам исследования, проведённого рекрутинговой компанией Hays в прошлом году, главным критерием при поиске работы у поколения Z остаётся заработная плата. Бренд работодателя (если об этом вообще можно говорить применительно к сфере дизайна и архитектуры) перестаёт быть существенным фактором для молодежи — их скорей будут волновать ценности, которых придерживается компания. 20-летние нацелены на финансовое благополучие — вероятно, по этой причине те из них, которые работают на фрилансе, часто берутся за несколько проектов одновременно. Переходя на новое место работы, постмиллениалы повышают планку ожиданий по зарплате, но не так сильно, как предыдущие поколения — рост оклада, в среднем, на 10-20% их вполне устроит. Другой вопрос, что несмотря на серьезное отношение к построению карьеры, молодёжь продолжает ценить гибкость и, как следствие, часто меняет работу — большинство молодых людей до 25, уже вступивших в трудовые отношения, не задерживаются на одном рабочем месте более года.
Варвара Зеленецкая дизайнер,
основатель «Мастерской интерьеров Варвары Зеленецкой»
«Конечно, мы работаем с миллениалами. Не могу сказать, что это просто. Есть свои плюсы и свои минусы, как в работе с любым поколением, и нюансы в отношениях с конкретным специалистом. Из плюсов отмечу креативность: миллениалы — это поколение, которое выросло в условиях свободного выбора, общедоступного информационного поля и открытых границ. Например, мне для того чтобы предметно изучить работы Алвара Аалто, нужно было записаться в Библиотеку иностранной литературы, приехать туда несколько раз (книги могли быть на руках или в зале) и, наконец, перелопатить тонну литературы. Сейчас это вопрос получаса и пары ссылок, которые можно найти в Интернете. Из минусов — молодым сотрудникам сложно быть системными, ведь они выросли в других условиях. Из-за этого многие связующие звенья, коммуникационные конструкции нарушены. Лично меня ещё угнетает отсутствие желания давать «обратную связь». Когда действие выполнено, многие молодые сотрудники не считают нужным об этом сообщить: отнюдь не потому что они этого не хотят — скорей, им непонятно, зачем это нужно делать. Для меня это маркёр интровертности нашего времени, большей склонности к индивидуальной работе, чем к командной».
Ашот Карапетян архитектор,
основатель Karapetian Bureau
У каждого поколения есть свои особенности из-за технологического и исторического бэкграунда. Технологии стремительно развиваются, рабочее место архитектора, фотографа или бухгалтера сегодня кардинально отличается от того, что было 30 лет назад. Если раньше требовался кульман, реактивы для проявки и счеты, теперь все это сосредоточено в одном инструменте с разным программным обеспечением. Преимущества 20-30-летних в том, что они выросли в этой новой реальности и не были вынуждены так жестко подстраиваться под меняющийся сценарий работы и коммуникации. Я поступил в Уральскую Архитектурную академию в 2006 году — в это время практически каждый студент 17-18 лет умел строить виртуальные трехмерные пространства, создавать цифровые модели объектов и зданий, в отличие от многих наших преподавателей. С другой стороны, я заметил, что новые технологии не улучшают процесс работы, а ускоряет его. Если ты прекрасно владеешь инструментом, это ещё не значит, что ты хороший специалист. Когда мне не хватает компетенций в рабочих задачах, я всегда прошу помощи у своего отца, архитектора с 35-летним стажем. Но если мне нужно быстро выполнить проект по чётко сформулированному ТЗ, я скорей обращусь к человеку, который хорошо владеет инструментом, — зачастую это как раз мое поколение.
Источники:
- Generations: The History of America’s Future, 1584—2069, Neil Howe, William Strauss (1992)
- The Generation Z Guide. Ryan Jenkins (2019)
- Исследование аналитического центра «Avito Работа»: «Россияне интересуются удалённой работой» (2019)
- Gen Z 2025: The Final Generation — report by Sparks & Honey (2015)
- Hays Generation Z report (2019)