Да будет свет: что скрывает в себе освещение московского метро
Спускаясь по эскалатору или вбегая в вагон, жители столицы часто не успевают насладиться выдающейся архитектурой одного из самых красивых метро в мире. Ключевой элемент, который создает неповторимый образ станций, — это освещение. Именно свет помогает выделить детали и подчеркнуть архитектурные особенности, формируя непохожую ни на что атмосферу места. Остановиться, оглядеться вокруг и задуматься о том, что лежит в основе современного освещения подземного пространства, предлагают организаторы Евразийской Премии «Золотой Фотон. Выбор умного города» в рамках серии экскурсий. По следам авторских маршрутов эксперты делятся с Design Mate, как формировался и менялся подход к свету в метро начиная с прошлого века и до наших дней.
Экскурс в историю
Свет в метро необходим: он делает подземное пространство видимым и формирует его восприятие. На самых первых станциях московского метрополитена светильники были типовыми: в виде шаров, цилиндров, полусфер. На одних станциях эти элементы использовали по отдельности: например, шары на «Сокольниках», цилиндры на «Смоленской», полусферы на «Красносельской», а на других соединяли в более сложные композиции. Так, на станции «Парк Культуры» светильники были составлены из полусферы и окружающих ее цилиндрических модулей. Сама эта композиция напоминает один из листов «Летающего города» — дипломного проекта архитектора станции Георгия Крутикова во ВХУТЕМАСе—ВВХУТЕИНе.
Станция метро «Сокольники»
На станции «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») авторская идея состояла в том, чтобы спрятать светильники за капителями колонн и визуально облегчить пространство. За такое решение автору станции Алексею Душкину пришлось побороться: на свои средства он заказал колонну из гипса в натуральную величину и показал, что освещение будет смотреться весьма эффектно. Уникальным было и освещение на станции «Охотный ряд», центральный зал которой освещался не сверху, а снизу. На платформе стояли торшеры, вызывающие ассоциации и с уличными фонарями, и с богатым интерьерным декором. Они были разработаны Архитектурной мастерской №12 Моссовета, которая специализировалась на промышленном дизайне: свете, мебели, отделочных материалах. Сама мастерская был ликвидирована в 1935 году, но один из ее сотрудников, Абрам Дамский, продолжил создавать осветительную арматуру для станций московского метро.
Станция метро «Кропоткинская»
Как и Георгий Крутиков, Абрам Дамский — выпускник ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНА, но не архитектурного факультета, а факультета обработки дерева и металла. В качестве дипломного проекта он под руководством Александра Родченко разрабатывал конструктивистские светильники ярких цветов и простых геометрических форм. Во второй половине 1930-х годов его стиль меняется, и на смену эстетике авангарда приходит неоклассика. На станции «Киевская» Филевской линии он создал светильник под названием «Люцетта», а на станциях «Театральная», «Площадь Революции» и «Курская» — типовой светильник круглой формы, который за металлическое обрамление подвешивался к потолку.
Станция метро «ЭлектРОЗАВОДСКАя»
Осветительная арматура создавалась на заводе «Электросвет», а вот электрические лампы производились на Московском электроламповом заводе. Открытая в 1944 году станция «Электрозаводская» стала настоящей одой электрическому свету: электрические лампочки в круглых кессонах можно, подняв голову, разглядеть без какой-либо оправы, а при взгляде в глубину станции создается ощущение естественного верхнего света. Каждая станция послевоенной Кольцевой линии имеет уникальную архитектуру и световой дизайн. На «Курской» светильники на потолке напоминают солнца, а гирлянды вдоль карнизов украшены подсолнухами, которые поворачивают головы в направлении солнца. Центральная часть зала освещается напольными светильникам, похожими и на триумфальные колонны, и на поминальные свечи. Светильники в виде ладей над путями отсылают к древнеегипетскому мифу о боге солнца Ра, который плывет в своей ладье, что объясняет изменение положения солнца на небосводе.
Станция метро «Площадь Революции»
Станция «Таганская» вызывает ассоциации с эпохой Ренессанса. Ее пилоны украшены майоликовыми панно. Такой декор пришел в Европу из Африки: сначала в Испанию, а потом через остров Майорка в Италию. Отсюда и название — неблагозвучная «майорика» превратилась в мелодичную «майолику». Самые известные майолики в Италии делала семья Делла Роббиа: их работы можно узнать по сочетанию голубого фона и светлых фигур. Такое же сочетание цветов мы видим и в декоре станции «Таганская». По цвету с керамическими панно перекликаются и светильники: плафоны молочного стекла отражаются в темно-синей сердцевине, а сужающаяся в нижней части форма плафонов перекликается с заостренной формой керамических вставок.
Станция метро «Крестьянская застава»
Постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сказалось и на световом дизайне метро. Все чаще стал использоваться прием скрытого света, который не требовал создания специальной металлической арматуры. На «Таганской» радиальной светильники спрятаны за карнизами и в овальных нишах в проходах из центрального зала на платформы, а на «Пролетарской» они прячутся между железобетонными перекрытиями потолка. На «Крестьянской заставе» светильники скрыты в конструкциях потолка и не привлекают нашего внимания, а лаконичный дизайн центрального зала направляет пассажира на платформу, где по пути можно увидеть мозаики авторства Николая Андронова. На «Дубровке», напротив, световой карниз организует движение по центральному залу — его целью является витраж «Жар-птица» авторства Зураба Церетели. В 1960-е-1990-е годы свет на станциях метро все чаще имеет вспомогательную роль, но есть и исключения: на односводчатой «Кожуховской» массивные светильники, наряду с лавочками на платформе, задают динамику пространства и организует его.
Современные световые решения в метро
Современные нормативы проектирования метрополитена строго регламентируют все детали, от внешнего вида станций до технических параметров оборудования. При освещении тоннелей функциональность и безопасность играют первостепенную роль. Здесь учитываются такие нюансы, как применение оборудования с повышенной виброустойчивостью, а также акцентируется внимание на расположении и направлении светильников. Важно обеспечить необходимое освещение головки рельса для эксплуатационных служб и одновременно не допустить возникновение слепящего эффекта для машиниста.
Станция метро «Воронцовская»
В качестве примера эффектного современного освещения в метро можно вспомнить станцию «Воронцовская», на потолке которой прямо над головой смоделирован фрагмент Млечного Пути. Он поражает своим реализмом: «звезды» галактики — это светильники компании «Световые Технологии», а колонны символизируют падающие метеориты. Для предотвращения слепящего эффекта от множества светящихся «звезд» компания применила специальную технологию матирующего рассеивателя.
Дизайн другой станции, «Печатники», выполнен в стиле необрутализма, что отразилось и в концепции освещения, где применялись только четкие прямые линии. Наши специалисты усовершенствовали ранее разработанный светильник для эскалаторов и не нарушили концепцию архитекторов.
Станция метро «Печатники»
На станции «Давыдково» команда столкнулась со сложной задачей — установкой светильников в потолок, что было несовместимо по техническим параметрам с осветительным оборудованием. Специалисты компании разработали специальные короба для светильников: они полностью соответствовали заданной концепции при соблюдении всех технических требований.
Станция метро «Давыдково»
Ранее творческие возможности архитекторов были сильно ограничены стандартными размерами ламп накаливания, а сейчас у дизайнеров есть возможность воплощать в реальность смелые идеи, создавать сложные световые конструкции и играть с разными формами благодаря появлению светодиодных источников.
Тема света обширна и увлекательна. Каждый год появляются интересные решения от производителей, реализуются сложные проекты с применением систем управления, автоматизации и других инновационных решений. Семь лет назад, когда был открыт первый сезон Евразийской Премии «Золотой Фотон. Выбор умного города», основная задача была в том, чтобы показать, что в России есть качественная продукция, и помочь потребителю в выборе. Со временем в миссию Премии добавился образовательный аспект. Мы хотим помочь преодолеть те пробелы в знаниях в светотехнике и светодизайне, которые, к сожалению, еще часто встречаются у архитекторов.
Подать заявку на участие в седьмом сезоне Премии «Золотой Фотон» можно до 31 июля 2024 года на сайте Премии.
На обложке: станция метро «Воронцовская», фото предоставлено пресс-службой премии.