В массы: как Виктория Якуша возвращает украинскому ковру его славу
Когда архитектор Виктория Якуша решила сделать что-то значимое для украинского дизайна, она сначала выпустила коллекцию подлинных предметов мебели с украинскими корнями, а затем собрала целую экспедицию представителей зарубежного дизайн-сообщества, чтобы показать им, как в Карпатах ткут традиционные ковры лижники.
Виктория Якуша – украинский дизайнер-архитектор, руководитель студии Yakusha Design и основатель бренда FAINA. Якуша отдает предпочтение натуральным материалам – зелень, дерево, шерсть – и лаконичным формам, говорит, что не любит хлама в интерьере, делает его «эмоционально чистым», чтобы образ был понятен. FAINA – коллекция мебели в стиле этноминимализма. Хрупкая глина, твердая древесина, красно-черный орнамент, простая форма. FAINA создавалась с огромной любовью к родине и единственной целью, сделать что-то значимое для украинского дизайна, вывести его новый уровень.
Впервые Якуша представила свою мебель за рубежом в 2015 году, в Италии в рамках Bologna Design Week. «Итальянцы удивились, что в Украине есть стильный дизайн», – вспоминает дизайнер.
В этом году, в рамках Стокгольмской недели дизайна, Якуша представила новую коллекцию – ковры из органической шерсти, сотканные вручную украинскими мастерицами. А несколькими месяцами раньше собрала на Украину первую экспедицию для группы журналистов и экспертов в области дизайна. В числе приглашенных гостей оказались архитектор Prada Роберто Бачиокки, эксперт в области искусства, дизайна и культуры, редактор журнала ICON Лаура Снод, шведский дизайнер Мадлен Асплунд, стилист из Милана Элиза Озино и скандинавский дизайнер Анна Лина Лено.
Якуша повезла их знакомить с уникальными технологиями, которые используются для изготовления шерстяных ковров в украинской деревне. Такие ковры называются лижник.
Лижники делают в гуцульском крае, у подножия Карпатских гор на западе Украины. Первые лижники использовались в качестве ковров, покрывал или гобеленов, ими накрывали кровати и скамейки для сна, укладывали на сиденья телег и использовали как подушки. Наличие таких ковров в доме свидетельствовало о состоятельности семьи. Самые древние гуцульские лижники обычно были монохромными. Цвет был продиктован натуральным цветом шерсти – белый, оттенки серого, коричневый и черный тона. Потом мастера начали использовать натуральные растительные красители и стали украшать свои ковры геометрическими орнаментами – треугольниками, линиями и зигзагами.
Ремесло передавалось от матери к дочери – пряли ковры обычно женщины. Основа ковра состоит из тонкой и прочной шерсти, в которую вплетали более длинные волокна. Готовый плед выставляют под воду: поток смывает остатки ворса, грубые шерстинки и колючки, а заодно немного подваливает шерсть. После «стирки» и сушки мастера расчесывают пледы специальными металлическими щетками, плед становится пушистым, а цвета как-бы размываются, образуя полутона.
Один из гуцульских ковров купил для будущего проекта Роберто Бачиокки.
«Общаясь с моими европейскими коллегами на профессиональных выставках в Милане, Париже, Лондоне и Стокгольме, я поняла, как мало они знают об Украине, и абсолютно не понимают, кто мы. В то же время я чувствую интерес к быстро развивающемуся украинскому современному дизайну, как к чему-то новому, что вскоре может установить глобальные тенденции», – говорит Якуша.
Дизайнер беспокоилась, что традиционные методы ткачества ковров уже не пользуются прежней популярностью, а им на смену приходят современные способы производства. «Многие из этих ремесел находятся под угрозой исчезновения, и интерес к ним со стороны международного сообщества помогает привлечь внимание внутренней аудитории», – аргументировала Якуша.
В современном обществе предметы ремесленного производства – это то, что мы ценим больше всего. Эти вещи имеют свое наследие, историю и были сделаны кем-то вручную. Керамисты, мастера, работающие с деревом, и производители ковров выводят «ручной труд» на новый уровень: не только готовый продукт был изготовлен вручную, но и сам инструмент, с помощью которого велась работа, тоже был сделан вручную».
Во время этой экспедиции меня особенно поразил тот факт, что с помощью ремесла мы можем прикоснуться к опыту и знаниям своих предков. Мы в Великобритании тоже ценим ручной труд, но у нас нет такой прямой связи, семейных техник, которые передаются от прабабушек. Я нахожу идею наследования знаний от предков очень вдохновляющей».
Я думаю, что узоры карпатских лижников очень аутентичны, их монохромные варианты подойдут для определенного интерьера. Это уникальные предметы, ведь то, что сделано руками мастера, несет совершенно другую энергетику; каждый недостаток такой вещи представляет ее достоинство, уникальный характер.