Вероника Блумгрен о сознательном подходе к созданию пространств и ответственности дизайнера
Дизайнер Вероника Блумгрен вместе с Татьяной Роговой основала в Москве Школу дизайна ДЕТАЛИ. Команда учебного заведения сравнивает образование с искусством создания красоты, способной преображать жизнь.
Творческие учебные заведения сегодня должны быть смелыми и независимыми.Вероника Блумгрен дизайнер, сооснователь Школы дизайна ДЕТАЛИ
Я уверена, что нам пора прекратить быть страусами и сидеть с головой, закопанной в песок, а признать, что в мире происходят огромные изменения. Мир дизайна позволяет создавать прекрасный параллельный мир, в котором все красиво, интересно и замечательно, но ни один такой маленький мир не существует отдельно от всего глобально происходящего на планете.
Архитектура и дизайн — это политика, огромная финансовая структура и сосредоточение больших денег. Странно, что никто не говорит о том, сколько зарабатывают строительные компании и насколько они влияют на то, как выглядит мир вокруг (и внутри) нас. Это огромный механизм, и я не уверена, что он всегда используется на благо человечества. Было бы хорошо, чтобы это отношение к архитектуре и дизайну изменилось, и мы получали плоды от сознательного использования такого огромного пласта человеческой жизни.
Профессия дизайнера подразумевает под собой не только широкий кругозор, но и большой набор знаний во многих сферах. Дизайнер должен быть архитектором, дизайнер должен знать историю искусств, он должен разбираться в современном искусстве и понимать, что происходит в мире этого искусства. Он должен хорошо ориентироваться в психологии человека, в ландшафтном дизайне, в строительных материалах. Он должен быть строителем и понимать, как работают строительные бригады. Безусловно, каждому отдельному дизайнеру сложно иметь весь этот огромный объем знаний, поэтому я уверена, что исключительно важно выстраивать команду людей, с которыми работает специалист. Не обязательно в своей студии: это просто могут быть партнеры, с которыми профессионал сотрудничает на протяжении многих лет.
Важно выстраивать команду, которая будет поддерживать и помогать в тех областях, в которых дизайнеру не хватает знаний и опыта. Но постоянное самообразование для дизайнера — тоже абсолютная необходимость.
Очевидно, что искусственный интеллект и все, что связано с компьютерными технологиями, — это не только наше будущее, но и настоящее. Я не хочу сказать, что каждый дизайнер обязан стать знатоком компьютерных технологий, но он должен знать людей, которые в этом разбираются, потому что без них будет невозможно работать. Что будет через 50 лет? Я надеюсь, что все мы будем жить долго и счастливо, строить прекрасные сады и зеленые города на этой планете, а может быть, и на других тоже.
События последних полутора лет повлияли на всех и заставили задуматься о том, что же, собственно, важно в этой жизни. Школа всегда адаптируется к реальностям, изменяется и вне зависимости от того, что происходит в мире. Конечно, сейчас переосмысливаются многие сферы дизайнерской жизни. Если раньше мы, наверное, намного больше думали только о визуальной ее стороне, отстраненной от практичности, то сейчас ищем более глубокие смыслы. Зачем мы вообще все это строим и как в этом будут жить люди? В чем смысл жизни этих людей? Ценности меняются, мы задумываемся над тем, что действительно важно.
У нас требования к будущим студентам всегда были примерно одинаковые. Главное — это желание учиться обладать хорошим вкусом. И я думаю, что они никогда не изменятся.
Современные учебные заведения должны быть смелыми и независимыми, смотреть на мир трезво и не бояться говорить правду, потому что только в правде есть настоящие знания. Нет никакого смысла в том, чтобы прикрываться традициями, давно наработанными успехами, программами, которые существовали много лет. Творческие учебные заведения должны быть свободными и смелыми, а вопрос о том, как это сделать, остается открытым.
Студентов сегодня надо готовить к тому, что они берут на себя огромную ответственность. Они практически и физически меняют мир, в котором живут люди. Я начала с того, что архитектура и дизайн — это политика, которая должна использоваться, конечно, на благо человека. Точно так же и дизайнеры должны быть готовы к тому, что миры, которые они создают, — это не просто красивая картинка, а физическое пространство, в котором будут жить люди. Они, во-первых, должны уметь строить эти миры, и, во-вторых, быть абсолютно уверенными в том, что людям в этих мирах будет хорошо. Думаю, в этом состоит главная задача современного дизайнера.