Все в сад: главные тенденции развития отрасли outdoor
Запущенные и «бесполивные» сады, темная палитра и мебель, которая подходит как для дома, так и для сада – сооснователь журнала IN/EX и приглашенный редактор Design Mate Елена Гуляева о том, что несмотря на свою консервативность отрасль outdoor тоже развивается по определенным законам.
Модный сад?
Через десять лет интерьер становится не актуальным, сад в десятилетнем возрасте – в самом расцвете сил. Все, что с садом связано, – уличная мебель и свет, варианты мощения и отделочные материалы, сорта растений – все это меняется очень медленно. Поэтому говорить о трендах в саду не всегда правомерно, но очень хочется.
Темная палитра
Красить дом или павильон в темный цвет – идея не новая, но до нас дошедшая сравнительно недавно. Проводниками темы стали русские дизайнеры, хорошо изучившие и полюбившие голландский загородный стиль. Именно в Голландии никто не боится махнуть свой домик в черный, считая, что нет лучше фона для зеленой листвы. Европейцы подбирают фасадные краски, ориентируясь на зелень в саду. Поэтому в таком почете черный, антрацит, синий navy или вот английская краска от Little Greene – Invisible Green, самый темный зеленый, какой только может быть, но именно этот оттенок рекомендовал в свое время известный садовник Хэмфри Рэптон. А краска антрацитового цвета вообще универсальна – она идеально сочетается с некрашеным и посеревшим от времени и непогоды деревом. Но скажите нашему обывателю, что его дом будет черным или темно-серым – он упадет в обморок.
Если не черный, тогда белый.
Фасад чайного домика, спроектированного архитекторами Atelier Deshaus
Белая вилла – модернистское решение, это всегда контраст, она не сливается с ландшафтом, а стоит на якоре неким нарядным пароходом. Логично, что архитектура ведет за собой малые жанры. Ведущие производители мебели outdoor уже несколько лет делают выставочные экспозиции именно в этих двух цветах – черном и белом, хотя в каталогах у них есть и менее радикальные оттенки. Royal Botania на миланском салоне выбрала самый драматичный вариант: черные диваны, черные шезлонги и черный садовый зонт. Понятно, что такая садовая «комната» предполагает и монохромный концептуальный сад, и вот тут российские любители садов готовы сопротивляться изо всех сил. Это голландским протестантам хорошо, когда есть лишь пара белых гортензий, а все вокруг – стриженые зеленые кусты и газоны. Нашим садовладельцам нужны все краски мира.
Мебель двойного назначения
Предметы, которые пользуются популярностью и в интерьере, и в саду, – это мейнстрим. Они должны быть тактильно приятными, и при этом совершенно неубиваемыми. Технологии совершенствуют синтетические волокна и пропитки, дизайнеры идут по пути компромисса и скрещивания, например, добавляют стулу с искусственным плетением тиковую спинку (новая модель той же Royal Botania). Мебель получается технологичной и домашней одновременно. Очень популярно веревочное плетение: смеем утверждать, что на такую «плетенку» всех подсадила знаменитая Патрисия Уркиола, выпускавшая подобные вещи под брендом Moroso.
Подвесные плетеные кресла Tropicalia Патрисии Уркиолы
Что касается тканей «outdoor», то у нас они не очень востребованы, а зря. Это раньше сиденье не пропускало воду и вы были обречены сидеть в луже. Дизайнеры давно ушли от пресловутой некомфортной «клеенки», новое поколение тканей дышит и впитывает дождь, но при этом моментально высыхает. И, конечно же, не выгорает и более-менее сопротивляется жирным пятнам: если вы вдруг намазались кремом и тут же легли загорать. Такой устойчивый акрил есть почти в каждой коллекции известных текстильных домов. Ну а если ваше любимое кресло не живет круглосуточно на улице, то вы вполне можете выбрать хлопковую обивку: ткань выгорит на солнце, но от этого станет еще симпатичнее. Великолепно работают с уличными тканями Анна Никитина и Олег Ковалев, создатели бренда Smartballs – мягкой бескаркасной мебели.
Что посадить
Главные садовые тренды смотрят на Chelsea Flower Show, эта выставка обычно проходит в конце мая. Это не значит, что ландшафтные дизайнеры сразу же готовы повторять приемы Челси – все-таки выставочные и реальные сады живут по разным законам, к тому же ландшафтная отрасль – одна из самых консервативных. Идея абсолютно запущенного сада побеждает в Лондоне уже два года подряд, но нам она не близка. Не очень отзываемся мы и на призывы экономить воду и делать «бесполивные» сады. Туго идет внедрение арт-объектов, в то время как для Европы это очень актуальная тема – посмотрите новый сад Александра Гривко в Нормандии. Зато мы полюбили всей душой злаки и стараемся, как Пит Удольф, сажать «природные цветники». Это совсем не ново, но очень романтично. Если сделано правильно.
Сад Пита Удольфа для временного павильона лондонской галереи Serpentine