Личный опыт: стажировка на фабрике текстиля в Базеле
Далеко не всегда дизайнеры приходят в профессию по специальности, бывает и по-другому: когда вдруг понимаешь, что хочешь заниматься только дизайном, учишься в процессе работы и добираешь не полученные в профильном вузе знания на мастер-классах и стажировках. Анна Шендерова родом из Иркутска, но сейчас живет в Тель-Авиве. Здесь она занимается текстилем – делает шелковые аксессуары под собственным брендом. Когда она поняла, что хорошо бы расширить свои знания и узнать больше о технике окрашивания тканей, она отправилась стажироваться в Базель, город, который ассоциируется с дизайном.
Анна ШендероваДизайнер, основатель бренда шелковых аксессуаров Para Ruk Israel
Несколько месяцев назад моя жизнь круто поменялась. Я ушла с офисной работы и открыла небольшой бизнес, начав создавать шелковые аксессуары – платки, шарфы, банданы, парео и даже шелковые наволочки – под брендом Para Ruk Israel. После участия в различных дизайнерских маркетах Тель-Авива и запуска своей авторской серии мастер-классов по технике шибори (узелковый батик) я поняла, что не помешало бы расширить свои знания в области окрашивания тканей и последовать маминому примеру – отправиться на стажировку в Швейцарию.
Моя мама – учитель рукоделия в Вальдорфской школе (школа Рудольфа Штайнера или антропософская школа, как ее еще называют). В силу своей работы мама периодически ездит повышать квалификацию в Европу (там очень сильное Вальдорфское сообщество), у нее достаточно много друзей-учителей в Германии, Швейцарии, что называется, связей. Благодаря таким связям несколько лет назад мама отправилась на стажировку в Швейцарию в одну частную семейную фабрику, чтобы потом внедрить полученные там знания на своих уроках в старших классах.
Так как все контакты и связи уже были, мне оставалось только воспользоваться ими и связаться с хозяином фабрики. Я написала Никлаусу (хозяин фабрики) о том, что хотела бы пройти стажировку в их компании. Мы утвердили сроки – это была всего неделя (просто потому, что дольше у меня не получалось, хотя была возможность остаться на фабрике на более длинный срок). Никлаус так же сообщил, что можно жить при фабрике, где есть кухня и я смогу готовить себе еду. Я прилетела в Базель и на следующий день отправилась на фабрику.
Фабрика находится в часе езды на поезде от Базеля, в местечке под названием Хуттвиль (Huttwil). Это швейцарская деревня с населением четыре тысячи человек, территориально расположенная в самом центре Швейцарии. Конечно, по сравнению с русскими деревнями, можно сказать что это и не деревня вовсе – все очень цивилизованно и никакой разрухи.
В день приезда Никлаус лично встретил меня на станции и провел экскурсию по всей фабрике. Из его рассказа я узнала, что текстильная компания, в которой будет проходить моя стажировка, – Colora – была основана в 1988 году. Первое время они занимались окрашиванием только шелковых платков, потом добавили и другие аксессуары, а позже появилась даже одежда. С 2008 года фабрика каждые полгода выпускает новую коллекцию одежды по сезонам: весна-лето и осень-зима. В 2007 фабрика открыла свой первый бутик в городке Лангенталь, а потом в городах Доттикон, Кёниц и Люцерн.
Ткань компания закупает в Италии, и там же, на севере Италии, отшивается вся одежда. На фабрике в Швейцарии ее окрашивают и готовят к отправке в магазины. Последние штрихи доделывают вручную: пришивают пуговицы, убирают торчащие нитки, отглаживают, пришивают этикетки. Каждая модель тщательно проверяется и только после этого отправляется в бутик. При создании коллекций фабрика использует исключительно натуральные ткани: шелк, лен, вискозу и кошемир. Защита окружающей среды – еще один приоритет в работе фабрики Colora. Все их производство – экологически чистое, то есть все электричество на фабрике работает за счет солнечных батарей на крыше здания.
При фабрике расположен небольшой шоу-рум, где можно купить вещи с хорошей скидкой. Как правило, это вещи с небольшим браком или из старых коллекций. Как в самом шоу-руме при фабрике, так и в бутиках, раскладка одежды и аксессуаров осуществляется по цветам и, как в палитре радуги, один цвет плавно сменяется другим.
Вначале стажировки мы определили, какой процесс для меня имеет наибольшую ценность в плане полученных знаний и опыта. Я, конечно, сообщила хозяину фабрики, что больше всего меня интересует процесс окрашивания тканей. Поэтому большую часть своей стажировки я проходила на первом этаже – в красильном цехе. Из него окрашенная вещь попадает на второй этаж, где ее расправляют вручную и отправляют сушить на третий этаж.
После того, как готовая вещь высохла, она возвращается на второй этаж – здесь мастера пришивают, если нужно, пуговицы и этикетки, отглаживают и готовят к отправке в бутик.
В красильном цехе работа выглядит иначе. Здесь стоит несколько стиральных машинок, в которых окрашивается готовая вещь. Технолог следит за тем, чтобы вовремя добавить в машинку краску и реактивы, которые будут эту краску закреплять, а также специальное мыло, которое смягчит ткань после окрашивания и прочих химических реакций. Краски для окрашивания – это порошок, который в нужных пропорциях смешивают с водой и закрепителем. Один и тот же порошок краски может дать разный оттенок в зависимости от того, в каком количестве его добавить. При окрашивании тканей животного происхождения, например, шелка и шерсти, для закрепления используется уксус. При окрашивании тканей растительного происхождения – льна, хлопка или бамбука – используют соду или соль.
Так, процесс окрашивания шелка выглядит следующим образом:
Воду смешивают с краской (пропорции зависят от интенсивности цвета, который в дальнейшем нужно получить), в емкость кладут ткань и кипятят ее пять минут. После этого добавляют уксус, ткань промывают сначала в холодной воде, потом – в горячей, прополаскивают с мылом и сушат. Готово!
Всего за неделю стажировки я участвовала практически во всех процессах создания новой коллекции – от окрашивания тканей до подготовки предметов к отправке в бутик. В последний день своей стажировки я отправилась в Люцерн, чтобы посмотреть магазин фабрики. Он расположен недалеко от центра города, но не на туристической улице. Несмотря на некоторую удаленность, пока я была там, в магазин постоянно заходили женщины, применяли одежду и делали покупки: несмотря на достаточно высокие цены, одежда фабрики Colora ценится и пользуется спросом благодаря своему высокому качеству.
Закончить рассказ о своей стажировке мне придется избитой фразой: «Ты никогда не знаешь, как далеко способен зайти, пока не попробуешь». Расширяйте свои границы мастерства и ума, учитесь у лучших, впитывайте чей-то успешный опыт и внедряйте его в своём деле. Пробуйте и делайте, ведь только так можно создать свой уникальный творческий стиль.