Как поймать идею? Методики творческого поиска
Многие творческие люди считают, что придумать стоящую идею можно только если встал с той ноги, гороскоп благоволит и легкая рука музы легла на плечо. Но профессиональные креаторы без труда перечислят несколько методов, с помощью которых найти новые идеи может каждый и без особого положения планет. Чтобы узнать, как перестать бояться и начать придумывать, мы протестировали на себе четыре креативных методики, а также попросили сооснователя лагерей для прокачки мозгов MOST Creative Camp. Соломона Шлосмана дать экспертные рекомендации по поиску идей.
Для эксперимента мы выбрали несколько популярных методик: обратный мозговой штурм, метод табличного синтеза, метод фокальных объектов и метод случайных слов. Чтобы не тратить время зря, мы попробовали с помощью каждого из них найти новые темы для публикаций на design-mate. Рассказываем о том, что у нас получилось, какого мнения обо всем этом придерживается Соломон и как еще помочь мозгу выдавать больше интересных идей.
Обратный мозговой штурм
Про мозговой штурм вы наверняка слышали слишком много раз, поэтому мы решили начать с его прокачанной версии. Обратный мозговой штурм работает интереснее и веселее. Участникам нужно высказать все самые неудачные идеи, которые только могут быть, все худшее, что можно придумать для решения проблемы. После непродолжительного штурма все плохие идеи обсуждаются и модифицируются в возможные удачные решения.
По условию задачи, нам нужно придумать темы статей для журнала. Мы задаем себе вопрос «Что может понравиться читателям, разлететься тысячами лайков и шеров по лентам Фейсбука?». И перед стартом переворачиваем его шиворот-навыворот: «Что сильнее всего не понравится нашим читателям, настолько что они перестанут общаться с друзьями, которые нас читают?».
Первые попавшиеся идеи: всерьез обсудить дизайн мебели привокзальных закусочных или узнать секреты мастерства дизайнеров, которые делают самую неэстетичную из всей городской рекламы.
Теперь пробуем сделать из этого что-то интересное. Например, обращаем внимание на тему мебели в закусочных: что, если написать про человека, который изобрел форму тех самых пластиковых стульев? Или городская реклама. Нужна ли она будет в эпоху онлайна? Может быть, созвать специалистов по урбанистике и рекламе, чтобы устроить дискуссию на эту тему?
Мозговой штурм — метод поиска идей, при котором участники группы называют абсолютно все решения, которые приходят им в голову. Никто никого не критикует, а все озвученное конспектируется. В конце мозгового штурма кучу мусора просеивают и, как правило, находят крупицы золота.
Таблицы синтеза
Одна из самых больших проблем придумывания — зацикленность мозга на окружающей реальности. Машины едут по земле. Люди носят одежду. Кошки едят мышей. Чтобы придумать что-то новое нужно изменить реальность. И в этом неплохо помогают таблицы синтеза.
Например, редакции нужно придумать сюжет и персонажа для нового мастер-класса рубрики «Метод». Для этого нужно собрать ответы на вопросы: Где? Кто? Что делает? С каким предметом? Зачем? Дальше все просто — выбираем абсолютно банальные сюжеты и записываем в таблицу.
Теперь пробуем все перемешать и найти сочетания, которые покажут новые решения. «В кафе гончар лепит маффины в подарок»? Хм, может быть и не маффины, но что если позвать гончара сделать посуду для ресторана прямо в ресторане?
Или вот: «на улице иллюстратор собирает открытку для цветов». Не «для», но может быть «из»? Гербарий — это отличное украшение романтической открытки, очень даже годится для мастер-класса.
А если так: «в мастерской дизайнер собирает стену для цветов»? Ого! Да можно же украсить целую стену в доме каким-нибудь шикарным плющом, давайте сделаем это!
Возможно, вы уже слышали, что на Всемирном экономическом форуме в Давосе составили топ-10 навыков, которые будут больше всего востребованы в недалеком 2020 году. И что креативность работника в этом списке оказалась на третьем месте.
Фокальные объекты
Метод фокальных объектов тоже предполагает синтез, но работает иначе, чем таблица, описанная выше. Для поиска идей вам нужно выбрать, над каким объектом работать. Потом найти три — четыре других, абсолютно случайных предмета, записать, какими свойствами они обладают и попробовать смешать ваш объект с этими свойствами.
Итак, мы по-прежнему ищем темы для статьи, поэтому объектом будет «Статья». Случайные предметы попробуем взять из соседней с рабочим столом реальности: молескин, осенний тренч, открытка с видом Петербурга. Выписываем свойства:
Молескин: переплет, нелинованная бумага, однотонная обложка.
Тренч: из плотной ткани, с ремнем, защищает от холода.
Открытка: романтичная, акварельная, прямоугольная.
Синтезируем с нашей статьей и получаем девять идей:
Статья про искусство переплета; статья про хорошую бумагу; статья про красивые обложки; статья про производство ткани; статья про ремни в интерьере; статья про необычные обогреватели; статья про романтичные интерьеры; статья про художника-акварелиста, статья про прямые углы в интерьере.
Случайные слова
Если вам лень чертить таблицы, то попробуйте самую минималистичную методику. Случайные слова интересны тем, что уменьшают число направлений поиска с бесконечного множества до одного. Чтобы применить этот метод, обозначьте предмет, который вы бы хотели усовершенствовать, после чего откройте словарь и выберете первое попавшееся существительное. Следующие 5-10 минут думайте только о том, как решить вашу проблему с помощью вот этого существительного. Если не хотите искать словарь или даже ленитесь придумать над каким объектом вам хотелось бы поразмыслить — используйте генератор, который много лет назад сделали в студии Лебедева.
Нам все еще нужны идеи новых материалов. Берем слово «статья», а к нему ищем случайную пару. Нам попадается слово «Фортуна». «Статья» + «Фортуна» = ?.. Может быть, узнать у успешных дизайнеров, верят ли они в удачу? Или написать о трех интересных дизайнерских стартапах, которые потерпели неудачу? А если пойти дальше: Фортуна — это же богиня, так может нам сделать подборку дизайнерских решений, которые были вдохновлены богами разных религий?
Говорят, что гениальный Девид Боуи иногда тоже использовал такие читерские приемчики для написания песен. Он вырезал слова из газетных заголовков и, соединяя их в случайном порядке, находил новые смыслы и рифмы.
«На самом деле, методики никто не использует»Сооснователь лагерей для прокачки мозгов MOST Creative Camp. Соломон Шлосман
«Когда мы готовили первый лагерь по развитию креативности для взрослых, решили выяснить, какие методики используют ребята из топовых креативных агентств России. Вполне ожидаемо оказалось, что ни один креативный директор из тех, с кем мы пообщались, не придумывает идеи с помощью методик. Это легко объяснить — методики в каком-то смысле ограничивают работу мозга, задавая определенные шаблоны.
Обратите внимание, я не говорю, что методики не работают. Они работают и могут отлично помочь выйти из ступора. Но штука в том, что методики — это не панацея, и заучив пару десятков способов ты не станешь супергероем в мире придумывания. Креативность — как спорт. Если ты не бегаешь, то марафон вряд ли пробежишь, даже если съешь десяток протеиновых батончиков. Также и тут: если мозги каждый день делают одно и то же, то странно ждать от них мегапрорыва благодаря одной методике. Чтобы мозг был в тонусе, ему нужны регулярные пинки.
Например, в программах лагеря мы как раз даем пинки мозгам. Привозим людей в места, которые сами провоцируют на творчество, создаем ограничения и даем задания, которые заставляют воображение работать в усиленном режиме. Задание обычно состоит из двух частей — описание подхода и собственно задача. Например, задача — снять кино про человека. А подход — чтобы этот человек на экране ни разу не появился. Сначала задание ставит в ступор, а как раз выход из этого ступора и есть креативность. Штука в том, что дальше такие подходы можно использовать и в повседневной жизни, решая свои насущные задачи на работе, дома или где-то еще».
Как держать мозг в тонусе?
Чтобы мозг хорошо работал, ему нужен кислород. Поэтому перед началом творческого поиска бежать нужно не на перекур, а по зеленому парку. Попробуйте сделать простую активную зарядку, чтобы разогнать кровь.
После зарядки для тела не помешает сделать и небольшую зарядку для ума. Начните с простого: придумайте пару сюжетов для сериалов на канале «Россия» (читай — банальных), напишите рэп про лучшего друга (можно никому не показывать) или нарисуйте портрет незнакомца и придумайте ему краткую биографию.
И главное: выходить за рамки того, что ты уже видел довольно трудно, но чтобы найти новые идеи можно расширить рамки изнутри. Изучайте мир, будьте любопытными: например, посмотрите свежие музыкальные клипы, послушайте новые альбомы, включите передачу о дикой природе и подсмотрите что-то у планеты. Чем больше мы видели, тем больше элементов для синтеза новых идей появляется у мозга.
Подведем итог: всего 4 методики и час времени, а у нас уже появилось 17 возможных тем для новых материалов, из которых примерно 8 не стыдно обсудить на летучке. Теперь остается только не терять запал и регулярно тренировать свою креативность, прокачивать скилл и развивать наблюдательность. Надеемся, что результаты ваших творческих поисков будут еще более впечатляющими. А если вы уже придумали и создали что-то необычное и интересное и хотите рассказать свою историю, — пишите нам на hi@design-mate.ru.