Татьяна Рогова об обязанностях школ и новых компетенциях дизайнера
Татьяна Николаевна Рогова — основатель и бессменный директор Школы дизайна ДЕТАЛИ, член-корреспондент Российской академии естественных наук. С 2002 года школа входит в состав Международной Ассоциации дизайнеров интерьеров (IIDA). Команда учебного заведения сравнивает образование с искусством создания красоты, способной преображать жизнь. Среди выпускников школы — известные российские и международные дизайнеры, в том числе Надежда Ананьева, Ираклий Зария, Ольга Эшби, Ольга Энгель и другие.
Перед школой из года в года встает задача внесения изменений в образовательный процесс и корректировки программ курсов.Татьяна Рогова директор Школы дизайна ДЕТАЛИ
Лет 25 назад такого понятия, как образование в сфере дизайна интерьера, не существовало. В России эта профессия действительно молодая. Безусловно, какие-то «признаки» интерьера существовали и в советское время, но назывались они умильным словом «уют». Фраза «Ах, как у вас уютно!» считалась комплиментом превосходной степени. Без преувеличения, можно было переместиться из города в город и не понять, где ты находишься.
За прошедшие десятилетия бытовая и общественная среда кардинально изменились, причем не только у тех, кто может позволить себе дома в элитных коттеджных поселках. Дизайн и интерьер теперь всем нам рекламируют и с экрана телевизора, и со страниц журналов, и на многочисленных сайтах. В этом нет ничего плохого, поскольку возможность выбора делает любого из нас, наделенного любознательностью, способным уходить от шаблонов и одинаковости.
Тем больше становится обязанностей у тех, кто берет на себя ответственность создавать эту самую среду обитания для заказчиков, которые доверяют дизайнеру и свой дом, и свои – часто немалые – финансовые затраты.
Следовательно, в той же мере возрастает ответственность у тех институций, которые занимаются обучением и подготовкой создателей интерьеров. Я сознательно ограничиваюсь интерьером, однако дизайнером можно стать в самых разных областях, включая политику.
Школ дизайна и различных курсов интерьера сейчас немало. Можно сказать, что даже слишком много. Особенно в последние годы, как грибы после дождя, множатся предложения пройти краткий курс и освоить многообразие задач, которые приходится решать дизайнеру интерьера.
Только основываясь на опыте работы нашей школы, могу сказать, что из года в года встает задача внесения изменений в образовательный процесс и корректировки программ курсов. Взять хотя бы такую неисчерпаемую тему, как дизайн сада. Порой даже мэтры ландшафтного искусства не успевают отслеживать новые тренды в создании садов. Куда-то исчезли альпийские горки, отдельно стоящие клумбы и умилительные лебеди, вырезанные из старых автомобильных покрышек.
На самое деле это лишь простейшие примеры постоянно изменчивого процесса возникновения и устаревания трендов и в ландшафте, и в интерьере дома, и в оформлении общественных мест — в первую очередь ресторанов и гостиниц. Массовое загородное строительство дает прекрасные возможности для дизайнерских и декораторских экспериментов.
Действительно, куда уходят тренды? Что влияет на смену предпочтений? Возможен ли сегодня «классический интерьер»? И что скрывается под амбивалентным термином «современная классика»? Преподаватели, практикующие дизайнеры и студенты задаются этими и не только этими вопросами. Открытые регулярные дискуссии были бы очень полезны — например, об эстетике дизайна в эпоху перемен на примерах проектов ныне активно работающих архитекторов и дизайнеров. Такой сравнительный анализ возможен по ряду переломных эпох (и не только сегодня в России, но и в исторической ретроспективе).
Возникает вопрос: нужна ли дизайнеру специализация? В общем и целом, да, нужна. Конкретно многое зависит от творческих и карьерных намерений. Некоторые, получив основные знания и освоив ключевые навыки, остаются авторами одного проекта — собственного жилья. В этом нет ничего плохого, здесь заложена даже некая воспитательная функция, когда ближний круг семьи может по-новому взглянуть и на декор стола, и на освещение в доме, и даже на то, какую одежда стала выбирать любимая мама.
А когда речь идет о профессионально работающем дизайнере, то, безусловно, спектр обязанностей и компетенций многократно возрастает: от умения работать с планами объекта, подбирать отделочные материалы, учить уму-разуму строителей до ведения наравне дискуссии с архитектором и составления или хотя бы умения читать юридические и финансовые документы.
Веками и даже тысячелетиями эскизы выполнялись вручную, а сейчас презентацию проекта вряд ли можно представить без компьютерной визуализации. Получается, что hard и soft skills становятся одинаково важны. А это означает, что успешному дизайнеру просто необходимо постоянно осваивать новое. Впрочем, это относится не только к дизайну. Вряд ли сегодня можно представить медицинское учреждение, где даже младший медицинский персонал не владеет компьютерными программами или не умеет работать на современном оборудовании.
Образование не заканчивается освоением одного краткого курса, а требует повышения квалификации по конкретным направлениям работы.
Прогнозы — дело неблагодарное, однако невозможно не думать о том, каковы будут запросы через пять, а тем более через десятки лет. Может, наша планета задохнется от пожаров в результате изменения климата, а может, возникнет задача создания комфортного интерьера для освоения Луны? Тем более что искусственный интеллект завоевывает все больше позиций.
Мир меняется очень быстро, и не всегда к лучшему. Мне, как сооснователю и директору Школы ДЕТАЛИ, и всем сотрудникам очень важно понимать, кто и зачем приходит к нам учиться, осваивать многогранное поприще, где есть и эмоциональная, и социальная составляющая. Мы непременно проводим собеседования с абитуриентами, чтобы понять их устремления. В основном к нам идут взрослые люли, а не выпускники средней школы, ведь профессия ответственная. И тот факт, что многие из них имеют багаж высшего образования (причем не только в креативных областях), всегда идет на пользу. Они делают осознанный выбор, они настроены на карьерный рост, они теперь «насмотрены» значительно глубже и шире в трендах и тенденциях, с ними интересно общаться не только в аудитории, но и в путешествиях и на неформальных встречах.
Мы любим свой дом на Спиридоновке и стараемся постоянно его обновлять, поскольку креативная школа просто обязана вызывать необоримое стремление учиться, мечтать, ставить перед собой и решать, казалось бы, нерешаемые задачи. Да, это вызов, но ведь и положение обязывает.