Степан Бугаев о том, как изменились запросы абитуриентов и что важно для современных дизайн-школ
Степан Бугаев — основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров в России. Руководитель профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, а также куратор направления «Дизайн интерьеров» в онлайн-школе Contented, которая предлагает курсы по более чем десяти актуальным направлениям.
Дистанционные форматы обучения и способность дать выпускнику мгновенные инструменты для его интеграции в профессию — вот основной фокус дизайн-школ.Степан Бугаев дизайнер
Новые запросы студентов и преподавателей
Если раньше мы конкурировали в контексте профильного образования, то есть абитуриенты выбирали между «внутривидовыми» курсами или институтами, то теперь их привлекает огромный спектр креативных профессий, причем весь и сразу. Абитуриент, который сейчас все чаще выступает в роли клиента, глобально решает, кем ему быть. Этим летом мы запустили магистерскую программу по дизайну интерьера в Школе дизайна НИУ ВШЭ, и я был удивлен: некоторые абитуриенты на собеседовании сообщили, что выбирают между дизайном интерьера и анимационным дизайном. Кажется, раньше такое было невозможно.
Мы в Школе дизайна видим такую тенденцию и поэтому развиваем широкий спектр профилей по многим креативным профессиям. Хочется верить, что сейчас и правда наступило время осмысленного образования. Для студентов одинаково важны качественные знания, понятный процесс обучения, именитые преподаватели, удобный график, красивые учебные классы, гарантии трудоустройства. Рынок конкурентен, и клиент имеет возможность и право выбирать.
Преподаватели же хотят видеть вовлеченных студентов и получать отдачу от вложенного времени. В наши дни осталось мало преподавателей без собственной практики. Время, которое они уделяют образовательным проектам, конкурирует с их профессиональной деятельностью.
Поэтому вдвойне важно получать положительную обратную связь от студентов, чтобы понимать: все было не зря.
Современный подход к образованию
В индустрии появился процесс «упаковки» курса: методология извлечения знаний из преподавателя-эксперта с гарантиями сохранения смысла. Теперь многие умеют делать новые программы, сочетать современные технологии и запросы рынка с авторской подачей материала. Программы все чаще перестают быть «котом в мешке», и, мне кажется, качество контента в именитых институциях растет.
Настоящим вызовом сейчас становятся гибридные форматы курсов и стремление клиентов уходить от консервативных догм в образовании. Так, магистратура и высшее образование в целом все больше перестают быть желанными, превращаясь в элитный продукт. На рынок выходит дополнительное образование. Более короткие программы кому-то дают возможность по ходу менять решение или делать апгрейд выбора с помощью модульных форматов.
Я думаю, все идет к получению традиционной базы в виде основного образования (бакалавриата) и уже после — к непрерывному процессу обучения в течение всей жизни за счет удобных курсов, где можно до бесконечности или углубляться в существующую профессию, или приобретать так же легко новую. При этом голливудская модель «авторских курсов», когда ты идешь в конкретные руки мастера, даст возможность предугадать результат обучения, позволит лучше фокусироваться и иметь мгновенную мотивацию.
Важные навыки молодых специалистов
Современный мир меняется быстро, однако что-то в нем остается неизменным. Кажется, что требования рынка к hard skills не стоят на месте и меняются быстрее, чем soft. При этом они все равно более стабильны и фундаментальны. Дизайнер интерьера должен уметь работать с пространством и выражать это программными средствами, понимать требования эргономики и реализуемость решений. Soft skills помогают точнее доносить смыслы и конкурировать при прочих равных.
Мы в школах делаем ставку на оба типа навыков, но учить студентов soft skills приходится реже, так как они на наших курсах часто приходят с уже потрясающим бэкграундом.
Нередко студентов приходится учить новым вещам: этике, умению оказывать сервис, строить диалоги с заказчиком и защитить себя юридически.
Сейчас рынок дизайна интерьера перегрет: выживает тот, кто ярче не только за счет картинки, которую умеет делать, но и за счет коммуникационных навыков. Думаю, умение общаться и выстраивать взаимоотношения будет востребовано всегда.
Технологии и образование
Нейросети не заменят качественную работу с обратной связью, не прислушаются к боли клиента. Поэтому человек и его подход надолго определят формат качественно оказанной услуги. Дополнить процесс помогут технологии создания контента. Появятся подсказки, шаблоны, искусственный интеллект научит наш мир мгновенно выдавать результаты, обрабатывать и комбинировать идеи. Однако извлечение этих идей по-прежнему останется в руках человека. Я думаю, нас ждут великие перемены. Мы сможем давать клиенту по-настоящему почувствовать его будущее пространство. Технологии приведут к приближенному реальному опыту знакомства с концепциями. Виртуальная реальность? Почему нет.
Время не стоит на месте, последние несколько лет и вовсе дали мощную встряску всему миру. Индустрия образования тоже получила свою порцию стресса, а любая система после стресса не только стремится к равновесию — она должна стать выносливее и сильнее. Дистанционные форматы обучения и способность дать выпускнику мгновенные инструменты для его интеграции в профессию — вот основной фокус современных дизайн-школ.
Что сложного в дистанционных форматах? Контент преподавания должен быть настолько качественным, чтобы сохранять интерес и запал у студента на протяжении всего процесса. Студенту же сложнее получать обратную связь, но все устраивается. Так, в школе Contented мы делаем большой упор на заботу и качество наставников, отвечающих за выполнение домашних заданий и поддержку. А за качество курса ответственны сразу несколько экспертов: автор-звезда, методист, который интегрально оценивает структуру излагаемых знаний и следит, чтобы смыслы не потерялись, и редактор, который обеспечивает отсутствие «воды» и уходов от темы. Добавить сюда качественные съемки материала и смешанный формат подачи курса – видео, тексты, задания, обучающие примеры, – и получается увлекательно и свежо.
На мой взгляд, учебные заведения в первую очередь не должны застыть «жучками в янтаре». Способность меняться и быть скорее стремительной рекой, нежели прудом со своими традициями, — основной критерий.
Требования к абитуриентам
От абитуриентов лично мы требуем серьезности намерений. Это и усидчивость, и амбиции быть серьезным автором, иметь свое «я». Мы все делаем для этого: развиваем конкурсы, делаем портфолио-ревью, приглашаем в лекторий интересных авторов и развиваем собственный портал с портфолио, который помогает студентам продвигать себя в индустрии. Портфолио — серьезная ставка, ведь выбор заведения должен осуществляться в том числе на основании успешности его выпускников. Индустрии, кажется, уже чуть меньше нужны «дипломы» и «дипломные проекты», а вот качественные кейсы из собственной практики и умение о них поговорить — это современно и актуально.
Молодые дизайнеры должны сразу принять эти правила игры и развивать свое портфолио. Важно хвататься за разные возможности, экспериментировать, творить, делать выводы и реализовывать смелые идеи. Слушать то, что говорят эксперты, и никогда не прекращать стремиться к новым знаниям.