Записки из прошлого #1. Юлия Ионова о чрезмерном потреблении, завышенной стоимости и переоценке ценностей
В последние недели я все больше задумываюсь не о сегодняшнем дне, а о дне завтрашнемЮлия Ионова дизайнер
Что такое дизайн и зачем он нужен? О чем думает дизайнер, когда проектирует новый предмет? В сложившихся необъяснимых и непостижимых умом обстоятельствах первой моей реакцией была растерянность. Когда привычный ход жизни вдруг оказался так легко прерван, когда свобода стала чем-то абстрактным и где-то рядом бродит страшная угроза жизни, просто посидеть в кресле и задумчиво посмотреть в даль не очень-то и выходит.
Дизайн и архитектура всегда были неотделимы от социума: они крепко связаны и живут за счёт постоянного взаимодействия друг с другом. Безусловно, сейчас нам представился уникальный шанс увидеть, как привычные урбанистические ландшафты прекрасны без беспокойной толпы, но дело в том, что в таком виде они совершенно бесполезны.
У меня появилось стойкое ощущение, что проектировать, как раньше, далее невозможно.
Скажу честно, я уверена, что общество в последние годы очевидно страдало от переизбытка товаров и сверх-потребления. Все недавние выставки дизайна выглядели полнейшим рококо, где украшательство взяло верх над здравым смыслом. Я продолжала любить минимализм, текстуры и белые стены, когда каждый луч света, каждая тень создают ту самую магию формы. В тайне я ждала переоценки ценностей и избавления от бесполезных безделушек. И вот, теперь я задаю себе вопрос: что будет дальше? Получим ли мы новый мир и каким он будет?
Чтобы разобраться, я обратилась к истории. Меня интересовал вопрос как фатальные события влияли на архитектуру и дизайн. Недолгий поиск быстро вывел меня на книгу Джулиэт Гардинер с говорящим названием «From the Bomb to the Beatles”, которая рассказывает жизнеутверждающую историю революции в британской культуре. Но похожа ли ситуация тех дней на сегодняшний день? Пожалуй, все же нет.
Думаю, огромный пузырь потребления, раздуваемый последние 20 лет, дал наконец трещину и готов лопнуть.
В нашем сегодняшнем понимании качество — это не ряд технических характеристик, а скорее, — бренд. Безусловно, цена качественных предметов включает в себя хорошие материалы, уникальный дизайн и человеческие условия труда на фабрике-производителе. Самый шик — продукция развитых стран, сделанная руками коренных жителей этих стран. Однако, какова настоящая себестоимость этих продуктов? Думаю, она обусловлена не только перечисленными выше факторами, но и общими правилами игры в облаке перепроизводства и завышенной стоимости на все товары и услуги повсеместно.
Я не предлагаю все отнять и поделить, а интересуюсь, как теперь будут действовать модные бренды в ситуации большой экономической дыры, когда средства на покупку останутся лишь у небольшого процента потребителей?
Изменят ли бренды свою политику, сделают ли линейки антикризисных продуктов?
Следующий вопрос — что случится с молодыми локальными брендами и смогут ли они выжить в новых условиях. На первый взгляд кажется, что натуральные материалы и ручной труд должны цениться выше. Осмысленное Производство и потребление, кажется, встраиваются в эту теорию. Острая необходимость локальных продуктов дала о себе знать моментально с закрытием границ и авиасообщения. Возможно, теперь дизайнеру стоит просто посмотреть в окно и понять чего не хватает на местности и где взять локальные ресурсы для производства. Создать что-то не глобалистское, а своё, основанное на уникальной местной идентичности и исходя из локальных потребностей. С одной стороны это звучит как осмысленный дизайн, с другой не гарантирует мне победы моей любимой простоты и элегантности над дурным вкусом. Но кажется вкусы это совсем другая история. Пока пожелание не потерять способность различать вкусы и запахи актуальнее.
Почитать по теме: «From the Bomb to the Beatles»
Фото на обложке: Alessandro Grassani/The New York Times.