
Вопрос: могут ли современные технологии заменить архитектурные макеты?
Сегодня технологии помогают автоматизировать и оптимизировать множество неотъемлемых процессов в архитектуре и дизайне — в том числе такой важный этап, как макетирование. Но может ли цифровая трехмерная модель полностью заменить физический макет? Почему эта форма сейчас переживает второе рождение? И что на самом деле архитектор вкладывает в создание эскизов и макетов от руки? Об этом мы предложили поразмышлять главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову, автору идеи выставки «Внутри города. Искусство архитектурного макета» в Центре «Зотов», основателю компании Генпро Даниилу Катриченко и основательнице бюро PSCulture, автору экспозиционного дизайна выставки Юлии Наполовой.
Сергей Кузнецов главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Технический прогресс сильно повлиял на способ создания макетов. То, что раньше делали из глины или дерева, а затем из гипса и картона, сейчас печатают на 3D-принтере или сразу создают цифровую модель, которую можно детально рассмотреть на любом носителе.
Лично для меня макет от 3D-визуализаций или трехмерной анимации, которые дают зрителю только тот ракурс, который задал автор, отличает возможность взаимодействия с объемной моделью. Отсутствие интерактивности и возможности управления делает даже самую совершенную компьютерную картинку еще одной разновидностью проектной графики — перспективы.
Компьютеры стали еще одним инструментом проектировщика, но не поменяли суть, смысл и функцию макета.
На мой взгляд, трехмерная модель и физический макет будут существовать параллельно, как две ипостаси одного инструмента. Предпочтение той или иной версии будет обусловлено исключительно задачами, которые она должна решать, и удобством для пользователя. Как проще и дешевле изготовить или переслать, что нужно оперативно изменить, важна ли презентабельность или интерактивность — все это будет влиять на выбор.
У каждого формата есть своя ценность, преимущества и функционал. Масштабные модели, показывающие фрагменты города и целые районы, удобнее смотреть в цифровом виде. Решение современных градостроительных и архитектурных задач тоже происходит в цифровой модели, куда можно загрузить огромный объем информации. Если же речь идет об анализе вариантов объемно-пространственного решения при проектировании отдельного здания, то намного проще и быстрее изменять обычный макет: добавлять что-то или корректировать его форму и расположение элементов. Вероятно, спустя какое-то время люди смогут так же просто и быстро менять форму модели в виртуальной среде, однако сейчас архитекторы и градостроители используют для эскизирования физические макеты.

Макет и макетирование сродни бумажным книгам и книгопечатанию, которым много раз предрекали исчезновение из-за конкуренции с новыми технологиями, но они все равно остаются с нами. Это часть общего культурного кода, которая будет существовать до тех пор, пока не исчезнет человек.
Даниил Катриченко автор идеи выставки «Внутри города. Искусство архитектурного макета», основатель компании Генпро
На сегодняшний день современные технологии, а именно компьютерные 3D-программы, частично заменили архитектурный макет на этапе поиска идеи. Однако они до сих пор не могут заменить макеты на этапе демонстрации идеи заказчику. Уже существует множество 3D-видеороликов, которые показывают пространственную композицию здания или сооружения. Но заказчик по-прежнему лучше воспринимает информацию, когда ему предоставляют миниатюру или макет. Он может посмотреть на него с разных сторон, лучше «почувствовать» здание, даже если презентация будет сопровождаться видеорядом с облетом создаваемого объекта. Все равно заказчику легче принять решение после ознакомления с «живым» макетом. В данном случае он однозначно незаменим, особенно если это качественно сделанный макет с окружением — тогда он формирует намного более полное представление о создаваемом объекте у заказчика.
Незаменим и творческий макет как форма демонстрации заказчику достижений компании. Многие макеты выставляются архитектурными бюро в качестве художественных высказываний на выставках. Здесь макет, как предмет творчества и современная скульптура, точно обыгрывает видеодемонстрации зданий. К нему обращено больше внимания публики, его проще воспринимают.
Хотя существует метавселенная, в которой можно прогуляться по будущему объекту, физический и творческий макет все равно будут одерживать верх.


Конечно, до появления компьютерных программ макетирование было распространено более широко. Однако сегодня конкретно в Москве макет развивается. Во время защиты концептуальных проектов в Москомархитектуре все подрядчики и архитектурные бюро презентуют свои проекты и идеи именно с помощью макетов. Они наблюдают за работами друг друга и стараются сделать свои проекты качественнее. Я отметил эту динамику — именно на этапе приемки и согласования в Москомархитектуре макеты стали интереснее.
Сейчас макет переживает ренессанс, на что в том числе повлияла выставка в Центре «Зотов». Она обратила внимание публики на архитектурный макет как на предмет искусства. Я надеюсь, что теперь многие архитектурные бюро будут создавать больше творческих предметов, чтобы проявить себя, показать потенциальным клиентам и архитектурному сообществу свои способности.
Юлия Наполова выставочный архитектор, основательница бюро PSCulture, автор экспозиционного дизайна выставки «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Конечно, современные технологии могут заменить и архитектурные макеты, и процесс проектирования, и даже самих архитекторов, однако я не до конца верю в реализацию этой теории. Да, мы используем для проектирования чат GPT и нейросеть Midjourney. Искусственный интеллект стал важным помощником и расширил инструментарий архитектора. Однако это ни в коем случае не означает, что эскизирование во всех формах, от скетчей на бумаге до создания моделей и макетов, может окончательно исчезнуть.
Эскизы, которые обычно делают на салфетке или на клочке бумаги, — это способ мыслить, выражение потока идей автора. Зачастую ту или иную идею необходимо зафиксировать в моменте, чтобы дать себе возможность представить собственную задумку, придать ей первую форму. Обычно я думаю именно с карандашом в руках. Конечно, макеты требуют больше времени, работы, трудозатрат. И именно поэтому они часто являются не только инструментом «придумывания», но и формой итоговой или почти итоговой репрезентации проекта. Многие из макетов, представленных на выставке в Центре «Зотов», являются как раз такими репрезентативными моделями.
Их демонстрируют заказчику, дарят партнерам — это настоящие произведения искусства, итоговый результат важного этапа работы архитектора.
Рассуждая с этой точки зрения, не думаю, что какие-либо современные технологии смогут заменить этот процесс, связанный с приятным и волнующим созданием красоты, которая потом будет презентована или подарена. Это особая магия — не менее важная, чем момент закладки первого камня.
Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета» открыта до 14 ноября.
Портреты спикеров: Наташа Польская. Фотографии экспозиции: Юлия Кирильчева.







