Вопрос: как рождаются и чем живут тренды в интерьерном дизайне?
В июне тема месяца Design Mate — «Дизайн как исследование». О том, как глубокое исследование аудиторий, изучение и анализ ключевых тенденций в области дизайна интерьеров позволяют детально прогнозировать рыночные тренды и предсказывать изменения потребительского спроса, рассказывает креативный директор в тренд-бюро Trendsquire Ксения Лери.
Ксения Лери основатель и креативный директор в тренд-бюро Trendsquire
Trendsquire — это тренд-студия в области fashion, beauty и interior design. Мы изучаем и прогнозируем ключевые тенденции в области стиля и моды, а затем детально прогнозируем рыночные тренды и предсказываем изменения потребительского спроса.
Дизайн интерьеров — более медленная среда, чем мода. Интерьер живет дольше и обновляется реже.
Но если говорить про зарождение тенденций в целом, в своей работе мы практикуем количественно-качественный подход. Сначала — на основе экспертного мнения и сбора материалов, от поездок на профильные выставки до работы с первоисточниками вроде изданий и блогов — формируем гипотезу, а затем проверяем ее количественно.
В основе такого исследования лежит макротренд, то есть зарождение некой эстетики в связке с большой идеей. Например, существует романтический стиль. Он встречается в поэзии, моде, даже в ландшафтном дизайне и идеей временности, случайности одномоментности. Это легкость и загадочность, ветер в волосах. Примерно также устроены тренды. Но если стиль, ввиду отсутствия у нас интернета, распространялся медленно, тренды развиваются гораздо быстрее.
Как формируется тренд
Сначала появляется некая идея. Например, идея того, что собираться с друзьями, готовить, попивая вино, а потом ужинать за приятной беседой, — это хорошо. Эта идея транслирует важные ценности, важность семьи и дружбы. Она захватывает нас, и понемногу наш образ жизни начинает в связи с этой идеей меняться. Мы организуем свой интерьер так, чтобы кухонное пространство могло вместить больше людей: появляются островки, кухни, которые плавно переходят в гостиную. А следом за этим — определенные вещи, материалы и отделки, которые также транслируют эту идею. Например, если речь идет о семейных ценностях, у нас появляются предметы, отсылающие к разным эпохам — интерьер становится более эклектичным. На фасадах кухонных шкафов могут возникнуть старинные ручки, могут появиться латунные вещи, отсылающие к началу XX века: сантехника, кастрюли. Все это материализует абстрактную идею в декор, и вдруг мы оказываемся в атмосфере, которая действительно соответствует нашей идее наслаждаться простыми вещами. Такой интерьер говорит о настоящих ценностях куда больше, чем, скажем, барокко с вышитыми золотом салфетками и расписанной серебром посудой.
Разумеется, одна большая идея может прорасти в дизайн по-разному.
Мы можем материализовать ее в виде латунных ручек, а можем — в виде массивной столешницы из единого куска дерева. Но так или иначе, все эти решения будут вращаться вокруг нашей глубинной потребности собраться вместе с друзьями. И когда мы в салоне или на страницах каталога увидим предложенные решения, и они отрезонируют нашей идее, паззл в нашей голове сложится, получится история, родится тренд.
Или, например, есть тама — рефлексия. В дизайне интерьера она выражается в простых формах, минимальном количестве декора. И этот минимализм компенсируется мягкими тактильными материалами, градиентными цветами (например, плавным переходом из кремового в персиковый), каким-то красивыми тенями, которые заставляют ценить жизнь в моменте…
В ходе одного из своих исследований мы выяснили, что среди большого количества дизайн-идей наибольшим откликом у нашей аудитории пользуется идея о благородстве, аристократическом происхождении, интеллектуальной статусности. Чтобы воспроизвести эту идею в дизайне, мы обратились к цветочным мотивам русского классицизма — детально прорисованным цветочным орнаментам, витиеватым веточкам и цветам на темном фоне, — взяв за основу архивы Косыгинского университета. В итоге мы выпустили несколько коллекций — «Усадьба», «Чайный сервиз», — которые пользовались большим коммерческим успехом. Сработала идея интеллектуальной статусности, наследования.
Сколько живет тренд
Если говорить о дизайне интерьеров, здесь тренд живет, как минимум год-два, а то и три-четыре. Но это не значит, что на протяжении всего этого времени он остается абсолютно неизменным, зафиксированным в своем каноническом виде. Аудитория восприимчива, в первую очередь, к цвету, затем — к рисунку и только в третью очередь к форме и размеру предмета. Поэтому, даже при одном и том же рисунке, могут возникнуть разные цветовые сочетания. Например, если говорить о нашей «Усадьбе», мы сейчас видим трансформацию тренда в сторону более «человечных» цветов: например, горчичного на темно-синем фоне. Рисунок при этом остался тот же. Такие трансформации — одна из причин, почему готовые решения в дизайне это не всегда хорошо. Восприятие аудитории может меняться, а один и тот же предмет — вызывать новые эмоции.
Национальные и глобальные тренды
Идеи бывают и глобальными, и национальными. Например, экологичность или рустик — это международные идеи. Рустик — это необработанное дерево, крупное плетение обивочных тканей, ковров и накидок, цвета спокойных оттенков. Эта идея не принадлежит России, но хорошо ложится у нас на идею простых вещей.
Глобальный тренд, оказываясь в определенной среде, преломляется с учетом контекста.
А вот идея с благородством аристократии, усадьбами — чисто русская. Во-первых, потому что поднимает важный для нас пласт истории, а во-вторых, потому что мы сейчас переживаем такой период развития нашего общества, при котором очень высоко ценится интеллектуальное превосходство. Об этом говорят длинные очереди в музеи, огромное количество лекториев и образовательных курсов. Есть даже такой термин — edutainment, то есть образование как развлечение. Эта идея характерна именно для России. В Европе она находит меньший отклик.
Хороший результат продукта в продажах возможен благодаря количественно-качественному исследованию. Мы называем эту методику Design Intelligence. Это важно, потому что большинство работают на экспертном мнении, а его эффективность, по оценкам коллег, работающих на больших данных, — всего 20-30% в отличие от data based: 75-80% попадания в запрос. Наш опыт подтверждает эти цифры.