Провокация в стиле «Мемфис»
«Мемфис» – основанный в 1980-х годах итальянский коллектив дизайнеров и архитекторов во главе с Этторе Соттсассом. В участниках объединения числились дизайнеры со всего мира, от Японии до Австралии, но сама группа базировалась в Милане. Что интересно, название отсылает не к одноименному американскому городку в штате Теннеси, а к песне Боба Дилана 1966 – Blonde on Blonde. В ней были такие слова: «Stuck inside of Mobile with the Memphis blues again». Кто-то поставил пластинку во время общего собрания, и вуаля – название было найдено.
Одно из самых влиятельных дизайн-сообществ, «Мемфис» не только определил стиль целого десятилетия, но продолжает оказывать большое влияние на современный дизайн – даже спустя 40 лет. Рассказываем о том, как «Мемфис» ворвался на мировую дизайн-сцену и как заданный им стиль пережил само объединение.
Можно сказать, что «Мемфис» вышел из радикального дизайна, движения, которое возникло в Италии в 1960-х годах. Это была своеобразная реакция на «правильный», рациональный и очень практичный дизайн. Господствующий тогда модернизм тогда был чем-то вроде талмуда со сводом правил в то время, как радикальный дизайн – способом изящно нарушить эти правила, поиграть с абстракцией и уйти от минимализма.
То, что дизайнеры «Мемфиса» делали во главе с Этторе Соттсассом, было по-настоящему новаторским. Работая с геометрическими формами, они создавали абстрактные предметы, не похожие ни на что, придуманное прежде. Стиль «Мемфиса» был равносилен анархии в дизайне, хотя его сторонники вовсе не стремились к провокации как таковой – они лишь хотели сделать что-то по-настоящему выдающееся.
Разумеется, новый, кричащий, стиль приняли не все.
Ненавистники «Мемфиса» высмеивали несочетаемые цвета, которые использовали дизайнеры, странные формы их предметов и слишком активное использование пластикового ламината. Любовь к дешевым материалам, которому дизайнеры придавали «искусственный шик», стала визитной карточкой группы.
Стеллаж «Carlton», «Мемфис»
В 1981 году члены объединения «Мемфис» представили свои предметы широкой публике – презентация состоялась в рамках главной дизайн-выставки, Salone del Mobile. Каждый предмет носил название шикарного отеля: «Sheraton», «Bel Air», «Plaza vanity» и, разумеется, «Carlton». Выставка шокировала и сбивала с толку, но, в конечном счете, о ней говорили все. Один из членов объединения, Мартин Бедин, потом будет вспоминать: «Помню, когда мы подъезжали к выставке, мы попали в огромную пробку, и Этторе решил, будто случился теракт. На самом деле, все они пришли посмотреть на наши работы».
В 1982 году Sottsass Associati начали проектировать интерьеры магазинов Esprit с прилавками из пластикового ламината, с полами и стенами терраццо. Впоследствии Соттсасс также оформит шоурумы бренда в Кельне и Гамбурге. Параллельно с этим группа «Мемфис» провела свою первую американскую презентацию, на чердаке в Челси. На открытие пришли три тысячи человек, но продаж почти не было. «Коммерческого успеха в то время не было», – вспоминала потом вдова Соттсасса, историк дизайна «Мемфис», Барбара Радис.
Шоурум Esprit в Кельне, 1986
Уже три года спустя, в 1985, Соттсасс, полагая, что «Мемфис» полностью изжил себя и не желая, чтобы его определяли одним движением, покинул группу, которую сам же основал. «Он чувствовал, что эксперимент окончен», – рассказывал Марко Занини, один из дизайнеров объединения.
Интересно, что в один год с основанием «Мемфиса» произошло еще одно важное событие: в США началось вещание телеканала, посвященного современной популярной музыке, — MTV. Первый логотип – сдержанная графика и яркие цвета – сильно напоминала стилистику «Мемфис». В 1986 году на телеканале начали крутить «Безжалостных людей» и передачи вроде «Pee Wees Playhouse», снятые в эстетике китчевого стиля.
«Pee Wees Playhouse»
Год спустя, в 1987, группа была формально распущена. Но дело «Мемфиса», его дух (хоть и не обязательно философия), напротив, начал обретать новых поклонников по всему миру. Причем не последнюю роль в этом сыграла массовая культура. Так, в 1989 году по кабельному начали показывать популярный комедийный сериал «Saved by the Bell», декорации которого были оформлены под ощутимым влиянием «Мемфиса». Стиль, заданный объединением, буквально определил образ целого десятилетия и прочно закрепился в истории. Способствовали этому и знаменитые поклонники эпатажного стиля, например, Карл Лагерфельд. Он собрал большую коллекцию мебели «Мемфис» и обставил ею свой дом в Монако, а в октябре 1991 года выставил коллекцию на аукционе Sotheby's. Разумеется, о стиле заговорили снова.
В 2016 похожая история произойдет с коллекцией предметов «Мемфис», которую собирал Дэвид Боуи. В числе ста представленных на аукционе Sotheby's предметов окажется и стеллаж Casablanca Этторе Соттсасса. Его продадут за $ 88 419 – при начальной стоимости $ 5 000.
Часы Apple, 1995
Несмотря на то, что мебель в стиле «Мемфис» никогда не была популярной, наследие, которое оставило после себя объединение, невозможно переоценить и можно обнаружить даже в самых неожиданных сферах. Посмотрите, например, на первые часы Apple, которые компания представила в 1995 году.