Система оценки: как формируется цена на произведения искусства
От каких факторов зависит, сколько будет стоить конкретная картина, что нужно сделать ее автору, чтобы поднять цену, и на кого вообще рассчитано искусство: на редких ценителей или всех и каждого. Ищем ответы на вечные вопросы вместе с представителями отрасли.
Марина Гисич основатель галереи современного искусства Marina Gisich GalleryИрина Маркман и Екатерина Нечаева основатели онлайн-галереи ArtBrut MoscowТатьяна Мельникова директор арт-проекта художника Макса Гошко-Данькова
Как формируется цена на произведение искусства и от каких факторов она зависит?
На цену произведения искусства влияет множество факторов, она зависит в равной степени как от таланта художника, его трудолюбия, активности, так и от работы, осуществляемой галереей. В команде Marina Gisich Gallery есть авторы, с которыми я сотрудничаю на протяжении последних восемнадцати лет, с момента основания галереи. За это время цены на их искусство выросли в несколько раз, но за каждым крохотным шагом на этом пути стоят успешные продажи на ярмарках, участие в крупных музейных выставках, попадание произведений в значимые коллекции. Таким образом, цена всегда подтверждена неоспоримыми фактами творческой биографии художника, закрепляющими его на рынке искусства.
Факторов, влияющих на цену произведения искусства множество, и все же однозначной формулы для калькуляции здесь нет и быть не может. По сути, цена формируется из нескольких составляющих. Это художественная ценность произведения искусства, труд художника, затраты на материалы и время, прошедшее с момента создания произведения искусства и до момента выставления его на продажу.
Если с материалами все достаточно просто и объективно (мы можем суммировать затраты), то с художественной ценностью дела обстоят сложнее: это нематериальная составляющая. Художественную ценность можно определить как синергию уникальности, формы, содержания и силы эмоционального воздействия – в оценке все это очень субъективно.
Правильно говорят, искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить.
Трудо- и времязатраты художника нельзя рассматривать в разрыве с его именем. Один художник напишет картину за час, другой будет корпеть над ней месяцы. Но это вовсе не гарантирует, что вторая картина будет стоить дороже. Помимо упомянутой выше художественной ценности, большую роль здесь будет играть имя художника, а оно, в свою очередь, может быть как наработано непосильным трудом, так и сделано за счет хорошей работы специалистов уже другой отрасли: все-таки потребительским рынком управляют бренды.
Кирилл Басалаев, «А», 120 x 120 см, холст, акрил, 45 500 руб.
Ценообразование на рынке искусства это вечный краеугольный камень. Существуют разные методики и подходы, применяемые арт-диллерами, кураторам, галеристами. Есть так называемая затратная методика, где цена напрямую зависит от затрат на создание произведения и вычисляется по стоимости чисто материального объекта, которая корректируется специальными поправками. Поправки рассчитываются исходя из значения, которое имеет произведение: «мировое» или «семейное», «локальное», статус художника и его нынешняя популярность. Цена, конечно же, зависит от размера — но не напрямую. Маленькая картина одного и того же автора обычно стоит дешевле той, что большего размера, но до определенного предела, а также зависит от материалов, примененной техники письма, уникальности. Некой «золотой серединой», самым удобным для частной коллекции оказывается размер полотна с длинной стороной не более метра.
Важно понимание, кто покупатель: инвестор, коллекционер или декоратор-оформитель – зачастую стоимость может принципиально различаться. На практике применяют несколько составляющих: техническое состояние / качество работы, ценность с позиций искусствоведения, степень известности имени художника на арт-рынке, учитываются предыдущие цены на картины. Главное, помнить: портреты детишек всегда дороже портретов старушек, а уж с обнаженной натурой или классическим нейтральным натюрмортом ничто не сравнится.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, «Барби», 100 х 70 см, шелкография, 33 600 руб.
Какие факты из биографии художника могут поднять его искусство в цене?
Участие в выставках. Ну и здесь, конечно, качество преобладает над количеством.
Самобытность работ художника, уровень новаторства автора и самого произведения играют ключевую роль в формировании интереса к творчеству, и, соответственно, к его стоимости. Известность художника и специалистам, и широкой публике важна в оценке стоимости работ автора. Персональные выставки, участие в биеннале, наличие работ в значимых частных коллекциях, представленность в музеях, публикации в СМИ, международные проекты и представленность за пределами страны – качественные показатели, формируемые экспертами рынка: самими художниками, галеристами, кураторами, коллекционерами.
Произведения примерно одного качественного уровня художника известного (у которого есть ряд выставок, публикаций и т.д.) и художника нигде не выставлявшегося будут стоить по-разному. Цена тем выше, чем больше престижных выставок и продаж, каталогов и званий у художника.
Считается, что стоимость картины растет с каждой персональной выставкой или включением в каталог на 10-20%.
Антон Тотибадзе, «Конфликт», 40 × 60 см, темпера, холст, 45 000 руб.
Может ли искусство быть массовым, или оно по определению рассчитано на ограниченный круг ценителей?
Все зависит от того, о каком искусстве идет речь. Сегодня, придя в Эрмитаж, вы увидите толпы туристов у полотен Гогена и Ван Гога. Их искусство можно назвать массовым, оно уже апробировано временем и вписано в историю. Но все мы знаем, что признание к ним пришло далеко не сразу.
Путь современного, остро актуального искусства всегда тернистый. Для его адекватного восприятия, для понимания его визуального языка нужна серьезная подготовка. Тем более, что в наше время современное искусство зачастую не ставит перед собой задачу быть аттрактивным, легким и ясным, а напротив – провоцирует и раздражает, передавая тем самым конфликтность и сложность современного мира.
К слову, в задачи галереи входит не столько продажа искусства, сколько просветительская, образовательная активность. И я надеюсь, что каждой новой выставкой мы понемногу сокращаем дистанцию между зрителем и contemporary art.
Как таковое, понятие массового искусства существует и обозначает произведения, порожденные массовой культурой, ориентированные на невзыскательного «среднего» человека со слаборазвитым художественным вкусом и распространяемые через средства массовой коммуникации. А дальше каждый сам выбирает: искусство ли?
Массовость и элитарность, доступность и закрытость – это бесконечная дискуссия, она есть на рынках всех стран. Мона Лиза для кого? Для тех, кто может оценить всю тонкость мастерства Леонардо или для миллионов туристов, фотографирующих картину на свои смартфоны? Импрессионисты – только для музеев или как пример для учебных работ в художественных школах, как мотив для орнаментов тканей, как любимый репринт постеров и прочего.
Я уверена, что каждый художник, создающий работу, в первую очередь, хочет выразить себя, отразить свой внутренний мир, поделиться им с миром. Когда-то это только узкий круг близких, друзей, и, возможно, знатоков, а в какой-то момент это становится публичным действием и находит отклик у массы других людей. Кроме того, задача искусства вызывать эмоцию у смотрящего, подталкивать его к познанию мира, расширению собственных границ. Поэтому массовость в смысле возможности большему количеству зрителей и желающих приобщиться к творчеству, с моей точки зрения, это только плюс.
На обложке: картина американской художницы Мишель Рамин.