Тендеры в архитектуре и дизайне – стоит ли принимать участие?
Вопрос адекватности тендеров очень часто беспокоит молодые бюро: демпинг стоимости, кража идей, напрасная трата времени — только несколько аспектов, которые останавливают от участия. Мы спросили руководителей студий дизайна интерьера и архитектурных бюро о преимуществах и недостатках конкурсной процедуры, и узнали личное мнение профессионалов — стоит ли участвовать в тендерах.
Леонид Зайдефтер коммерческий директор IND architects
Одно из направлений работы IND architects с момента основания компании — проектирование рабочих пространств, офисных интерьеров. Около 80 процентов таких заказов мы получаем именно по системе тендеров, потому что наши заказчики — это крупные компании различных отраслей.
Участие в тендерах — ресурсоемкий процесс, который могут себе позволить лишь архитектурные студии с сильной командой. Процесс подготовки архитектурной концепции для тендера занимает в среднем порядка двух недель. В работе задействовано, как правило, три специалиста, которые создают дизайн-идею, работают над визуализациями, и еще один человек, занимающийся бумажной работой и другими бюрократическими моментами.
Заказчики интерьеров рабочих пространств становятся все более подкованными и требуют высокой детализации предложения — это делает процесс более трудоемким. При этом 95 процентов таких тендеров не оплачиваются, то есть нужно быть готовыми к тому, что вы инвестируете ресурсы в процесс с неизвестным результатом.
Случается, что на тендер приглашают 10—15 компаний, собирая предложения всех ведущих проектировщиков — так поступают недобросовестные заказчики, точнее, те специалисты этих компаний, которые хотят показать руководству максимальное количество концепций, созданных бесплатно. Учитывая тот факт, что на презентацию концепции нужно 45 минут—1 час, представление решений всеми участниками тендера в этом случае займет 2 рабочих дня — это же время архитектурные команды инвестируют в процесс работы над проектом.
Владислав Спицын партнер и сооснователь архитектурного бюро Front Architecture
Большинство крупных корпоративных заказчиков выбирают архитекторов через конкурсную процедуру, ведь тендер — один из наиболее распространенных форматов отбора. Идеальный вариант, когда на тендер приглашены успешно практикующие архитектурные бюро с рыночным ценообразованием. Но случается и так, что в тендере оказываются «нерыночные» игроки, которые выигрывают благодаря демпингу, а затем нанимают на проект дешевых субподрядчиков, срывают сроки и в результате не справляются с задачей. Такой недобросовестный подход подрывает доверие к профессии и к тому же негативно сказывается на ценообразовании.
Хорошо, что профессиональные заказчики приглашают архитекторов в тендер исходя из опыта работы последних с аналогичными задачами — внимательно рассмотрев их портфолио, собрав рекомендации у коллег по рынку. У нас традиционно много работы в гостиничном и офисном сегментах, а также в сфере премиального и элитного жилья — поэтому нас часто зовут именно в такие тендеры. Девелоперы жилой и коммерческой недвижимости, крупные корпорации и банки, отельеры — это системные заказчики, которые умеют корректно сформулировать техническое задание и другие условия, ставят разумные сроки.
Чтобы успешно участвовать в тендерах, важно вовремя предоставлять грамотно оформленную документацию, соблюдать сроки подготовки предложений. Как и в любой клиентской работе, здесь нужно понимать, какую задачу хочет решить заказчик, прибегая к помощи архитекторов. Не всегда формулировка задания отражает суть ситуации — здесь по возможности стоит пообщаться лично: задать уточняющие вопросы, запросить дополнительные материалы — это, как минимум, покажет вашу вовлеченность, что будет только в плюс.
Андрей Михайлов партнер и главный конструктор бюро «Крупный план»
Тендерная процедура — удобный инструмент и для заказчика, и для архитектора. Но только в том случае, если она прозрачна. Тогда тендер становится эффективным.
Мы постоянно участвуем в тендерах, в основном негосударственных.
Для того, чтобы победить, нужно учитывать множество факторов. Сегодня очень вырос запрос на качественную архитектуру, лояльность заказчика заслужить непросто. Во время прохождения тендерной процедуры заказчик и потенциальный подрядчик знакомятся друг с другом, поэтому презентация компании, ее ценностей и потенциала имеет большое значение. Например, у нас компания полного цикла — это значит, что мы можем вести весь спектр работ, архитектурных и инженерных: от креативной идеи до ее реализации на площадке, включая роль генерального проектировщика и техзаказчика. Это наш большой плюс. Не последнюю роль играет репутация проектировщика на рынке, положительные отзывы как о проектах, так и о самом рабочем процессе. Мы уделяем формированию репутации очень много внимания.
В целом, тендер — это не просто аукцион по цене. Для крупного проектировщика важно избежать конкуренции исключительно по ценовому фактору. Ведь в этом случае нам сложно конкурировать с компаниями из регионов. Отлично, если тендер учитывает целый комплекс разных параметров: качество работ, креативность идей, возможности проектировщиков. Часто на себестоимость работ влияет не только объект, но и порядок взаимодействия с заказчиком, структура рабочего процесса. Вопрос сроков часто тоже поднимается, но в нашей практике для заказчика на тендере он не играет существенную роль, а впоследствии срок по разным причинам все равно смещается (исходные данные, переделки).
Бюро «Крупный план»
Катя Сванидзе партнер и сооснователь архитектурной студии DVEKATI
Заказчики к нам обращаются в основном по рекомендации или когда видят публикации проектов DVEKATI. Тендеры в нашей практике — скорее, исключение из правил.
Работа в условиях тендера очень специфична. Обычно мы предлагаем нестандартные идеи, которые требуют вербальной защиты перед заказчиком с эмоциональной подачей материала, чего условия участия в тендере не предполагают.
Отсутствие непосредственного контакта с инвестором, руководителем компании, общение через технических специалистов порой приводит к искажению информации или эффекту «испорченного телефона». Конечно, в прямом диалоге с заказчиком — лицом, принимающим основные решения — идею донести проще, как проще и обсудить моменты, вызывающие сомнения.
Мы с коллегами пришли к выводу, что для подачи проектов в условиях тендера лучше всего использовать максимально реалистичные презентации. Нам это не близко — подобная подача лишает концепцию настроения и отвлекают от главной идеи, хотя для обывателя это может быть, наоборот, проще.
Архитектурная студия DVEKATI
Николай Жилин Со-основатель и руководитель дизайн-студии «Братья Жилины»
Дизайн-студия «Братья Жилины» существует порядка 13 лет — у нас всегда было много работы, а времени для свободного творчества — мало. Именно так я воспринимаю архитектурные конкурсы: перед тобой стоит не бизнес-задача, а творческое задание: оно может быть, безусловно, интересным, перспективным (с точки зрения самопродвижения, появления новых заказов), но посвящать себя этому, будучи сосредоточенным на реальных проектах, сложно. Наша студия редко участвует в тендерах — мы специализируемся в основном на дизайне интерьера, а в этой области, по моим наблюдениям, конкурсов гораздо меньше, чем в архитектуре.
Тем не менее, я бы порекомендовал участие в подобных мероприятиях начинающим специалистам, ведь на старте карьеры — это хороший повод заявить о себе, проявить творческие способности.
Меня и коллег часто приглашают стать членами экзаменационных комиссий в архитектурных ВУЗах. По сути, защита дипломов напоминает структуру профессиональных конкурсов и тендеров: люди представляют проекты как решения поставленных задач, а задачи у участников чаще всего пересекаются. Интересно наблюдать за тем, кто как справился с заданием. И здесь стоит отметить, что дизайнеру/архитектору крайне важно уделять внимание оформлению проекта: иногда самые блестящие идеи пропадают из-за того, что они недостаточно ярко представлены. Обратная сторона этой же ситуации — когда скромная идея за счёт грамотной презентации привлекает внимание: проект побеждает, а идею можно взять за основу и доработать ее в будущем. Поэтому я считаю, что не нужно проявлять излишний перфекционизм: сомневаться, что идея недостаточно хороша и по этой причине отказываться от участия. Всегда лучше рваться в бой, чем отсиживаться в студии и быть вне игры.
Дизайн-студия «Братья Жилины»
Борис Воскобойников руководитель и главный архитектор VOX Architects
Участвовать в конкурсах НЕ НУЖНО, если:
- Портфель ваших заказов превышает ваши возможности.
- Вы уже купили дом в Италии и обеспечили себе неиссякаемую ренту.
- У вас крепкие родственные связи в правительстве или нефтяной компании.
- Структура, инициирующая конкурс, не заинтересована в результате.
Участвовать в конкурсах НУЖНО, если:
- Вы хотите расширить круг заказов.
- Вы планируете развивать новые направления проектирования.
- В винном шкафу осталась последняя бутылка Шато Латур и закончились грюйер с пармезаном.
- Количество участников конкурса не больше, чем пальцев у вас на руках.
Решайте сами! Мир быстро меняется и может так получиться, что ваше представление о себе будет отличаться от реальности. Be great in act, as you have been in thought!