Полвека спустя: кинетическое искусство снова в моде?
Очевидно, людям нравится движение: если они сами не ведут подвижный образ жизни — сидя в офисе, машине и дома — за них это делает кто-то другой. Или что-то другое: световые мобили, интерактивные инсталляции, цифровые изображения — основу этому разнообразию динамических объектов положило направление кинетического искусства, возникшее в середине XX века. Искусствовед Тамара Вехова рассказывает, почему сегодня тема подвижной художественной формы приобретает новую актуальность.
Тамара Вехова искусствовед, эксперт, арт-консультант, куратор. Член Международной ассоциации искусствоведов AIS-AICA
Почему это актуально
Сегодня наш мир проходит через небывалые испытания, и даже самым заядлым оптимистам и скептикам становится ясно, что новая реальность будет принципиально отличаться от нашей прежней жизни.
Искусство всегда являлось своеобразным барометром, нейронной сетью, фиксирующей актуальное состояние общества: его надежды и страхи, ценности и сомнения, достижения и разочарования.
Кинетическое искусство как явление сформировалось после Второй мировой войны, в чрезвычайно нестабильном мире, где будущее выглядело туманно, а прошлое было сплошной травмой и катастрофой. Художники той эпохи пытались изобразить свой опыт двумя разными путями: сперва появился абстрактный экспрессионизм, где предметно-сюжетный мир как явление ненадежное и опасное отсутствовал в принципе, а все внимание было сосредоточено на передаче ощущений и эмоций. Вслед за ним появилось направление кинетизма, в котором художники исследовали изменчивость и нестабильность этого мира в качестве его нового потенциала.
Кто это придумал
Первые эксперименты в этой области были сделаны еще в 1920-х, когда художники Владимир Татлин и Александер Колдер, вдохновляясь силой, скоростью и возможностями нового времени, создали произведения искусства с подвижными элементами.
Но официальной датой рождения кинетического искусства считается 1955 год, когда в одной из парижских галерей открылась выставка под названием «Движение». На ней были представлены самые яркие и талантливые художники, создававшие работы, главным свойством которых была способность двигаться и изменяться, в то время как за ними наблюдает зритель. Художники, принявшие участие в той выставке, сегодня являются самыми известными и почитаемыми представителями кинетизма — Жан Тэнгли, Марсель Дюшан, Александр Колдер, пионер оп-арта Виктор Вазарели.
В Советском Союзе пик популярности кинетического искусства пришелся на 1960-е, его расцвету послужила официально культивируемая мода на разнообразный научпоп. Самые известные русские кинетисты — это Владислав Колейчук и Франциско Инфанте.
На самом деле, все мы знакомы с этим направлением куда лучше, чем думаем. С тех самых пор и по сей день художники-кинетисты выполняют большие заказы на создание вращающихся фонтанов и подвижных скульптур, которые мы часто встречаем в разных городах мира.
В чем идея
В 1959 году Жан Тэнгли устроил перформанс. Он пролетел на аэроплане над городом Дюссельдорф и разбросал 150 тысяч листовок со своим художественным манифестом: жить нужно в настоящем, единственная постоянная и стабильная вещь, единственная доступная реальность — это движение.
Главной ценностью и объектом исследования в кинетическом искусстве является возможность разнообразного активного поведения в пространстве. Задача художника — «оживить» предмет, дать второе рождение: придумать ему новую форму, задачу и смысл. Скульптуры приводятся в действие с помощью электрических моторов, воздуха, света. Кинетическое искусство ничего не изображает, оно идет дальше, создавая параллельную 3D-реальность: в ход идут не только предметы, но и пространство, свет, звук и даже запах. Кинетисты стремятся задействовать все типы восприятия, все органы чувств. Выходит, что столь модная сегодня иммерсивность была открыта в середине предыдущего столетия. Кинетизм — это не только художественное течение, но еще и своеобразная лаборатория, в которой художники изобретали и тестировали ту реальность, в которой мы оказались сегодня.
Кинетическое искусство в ХХI веке
В конце 1970-х кинетизм уходит от чистого искусства в дизайн, рекламу и оформление городского пространства. В эти годы реплики мобилей Колдера становятся таким же популярным украшением интерьеров рядовых граждан, как репродукции Мона Лизы.Любопытно, что и сегодня кинетизм продолжает жить и развиваться. Самым известным современным кинетистом можно назвать голландца Тео Янсена. Янсен создает громадные ажурные конструкции, напоминающие одновременно скелеты животных и чертежи фантастических машин Леонардо да Винчи. Его «питомцы» передвигаются самостоятельно по пустынному песчаному побережью Нидерландов, потребляя энергию ветра с помощью пропеллеров, парусов и крыльев.
Не менее интересны работы американца Энтони Хоу, также использующего силу ветра. Его изящные металлические мобили производят совершенно гипнотическое, завораживающее впечатление.
Где купить и сколько стоит
Кинетическое искусство, так же как и любое другое, продается и покупается. На больших ярмарках типа ArtBasel или Brafa можно купить мобили Колдера и других классиков-кинетистов. Понятно, что на первый ряд имен, чьи работы представлены в музейных собраниях, цены также «музейные».
Я советую присмотреться к работам молодых авторов, а также обратить внимание на современных русских художников-кинетистов, чьи скульптуры стоят совершенно разумных денег. Кстати, многие выдающиеся коллекции искусства были собраны именно в моменты жестоких кризисов и дефолтов, когда бедные художники и галеристы в испуге продавали свои сокровища значительно дешевле рынка — лишь бы купили.
Кинетический фонтан в саду, интерьерные панно, пребывающие в непрерывном медитативном движении, подвесные конструкции, оживающие в воздушном потоке, — эти произведения могут украсить не только наши дома, но и нашу жизнь, напоминая о том, что изменчивость и нестабильность этого мира таит в себе бесконечный потенциал для новых, легких, динамичных и неожиданных решений.
Фото на обложке предоставлено Тамарой Веховой.