Интернет вещей и дизайн: последние проекты и главные опасения
Зубная щетка, которая собирает информацию о полости рта, и расческа, которая следит за состоянием волос – это будущее, в котором мы живем уже сегодня. Интернет вещей – новая сфера интересов дизайнеров и архитекторов вроде Ива Беара и Карло Ратти, но есть и такие, кто относится к новой технологии с опаской, например, Оки Сато и Рем Колхас. Рассказываем о последних проектах и главных опасениях в этой сфере.
Практическая польза
Как говорится, лень – двигатель прогресса. Вот и Интернет вещей во многом направлен на то, чтобы сделать нашу жизнь максимально простой или, как минимум, не обремененной домашними заботами. Так, компания Panasonic придумала стиральную машинку, которая после стирки и сушки аккуратно складывает – «роботизированной рукой»! – чистую одежду на полочку внутри устройства, и холодильник, который открывается по команде, а Филипп Старк – специальные датчики, которые крепятся к батарее и регулируют температуру в комнате в зависимости от того, сколько людей в комнате и чем они заняты: ведут себя активно или нет.
«Умные» столы Live OS должны стимулировать физическую активность офисных сотрудников.
И все-таки самый известный дизайнер, приручающий IoT (Интернет вещей) – Ив Беар. Швейцарский дизайнер из Сан-Франциско уже придумал уйму предметов, которые должны оптимизировать самые разные области нашей жизни. Например, одна из разработок студии Беара – роботизированная кроватка для младенцев, которая не только сама укачивает ребенка, если он плачет, но и собирает данные о качестве его сна – они попадают прямиком в смартфоны родителей. Проект из совсем другой сферы, но тоже авторства Беара, – коллаборация с американским мебельным брендом Herman Miller. Вместе они разработали линейку «интеллектуальной» офисной мебели Live OS. О том, как вредно целый день проводить за столом, говорят уже, кажется, все, и этот проект тоже направлен на то, заставить уставшего сотрудника хоть немного размяться. Пока Live OS – это столы, которые отправляют напоминания о слишком долгой статичной позе легкой вибрацией или с помощью подсветки, а еще могут подниматься, чтобы работать за компьютером можно было стоя. В дальнейшем линейка пополнится еще и креслами, которые будут регулировать правильное положение тела. «Умные» рабочие места – это будущее офисов, уверен дизайнер.
Соковыжималку Juicero называют худшей разработкой Силиконовой долины, которую и без того частенько обвиняют в оторванности от мира.
Интернет вещей и правда, кажется, направлен на служение человеку, хотя иногда и кажется, что технология существует ради самой технологии. Тот же Беар весной этого года разработал соковыжималку Juicero, которая вызвала не удивление, недоумение. Она выжимает сок не из настоящих фруктов, а из смесей, которые поставляются в специальных запатентованных пакетах. Пользователи твиттера попробовали выжать из них сок руками – получилось ничуть не хуже, чем с помощью громоздкой машины за 400 $.
Экономия ресурсов
Но Интернет вещей можно использовать не только для того, чтобы упростить свою жизнь в быту, но и для решения куда более насущных проблем, например, для экономии природных ресурсов. Такими проектами – их еще называют «отзывчивой архитектурой» – занимается архитектор Карло Ратти. Его Office 3.0 – это система датчиков, которые отвечают за освещение, температуру и воду в помещении. Смысл в том, чтобы оптимизировать все процессы: система освещения подстраивается под время суток и выключает свет, когда в комнате никого нет, система климат-контроля обогревает конференц-зал перед важной встречей, а в остальное время экономит ресурсы. Система следит за поведением сотрудников, запоминает его и отстраивается все механизмы для наиболее эффективной работы. Таким образом, уверен архитектор, можно сократить потребление энергии до 40%.
Кроме прочего, Office 3.0 позволяет каждому сотруднику настраивать «тепловые пузыри» с персональным температурным режимом, которые будут следовать за ним по всему офису.
Правильный баланс
Далеко не все дизайнеры смотрят в технологическое будущее оптимистично. Японец Оки Сато, в составе собственно дизайн-бюро Nendo, работает в среднем над 400 проектами одновременно, но не спешит внедрять технологию Интернет вещей в свои продукты. «Технология, – говорит Сато, – не должна выглядеть, как технология, она должна гармонировать с повседневной жизнью, не отвлекать, а отвечать на наши запросы». Думая над очередным проектом, дизайнер обычно представляет, как на новый продукт отреагировала бы его бабушка: не испугается ли она, поймет ли, как управляться с новым устройством?
И все-таки главная проблема Интернета вещей – в другом. Без интернета или электричества «подключенные» продукты совершенно бесполезны. И ладно, если это зубная щетка, которая следит за гигиеной полости рта – достаточно держать ей на замену обычную, – но что делать, если на технологиях построен сложный процесс работы? «У нас в студии восемь 3D-принтеров, которые работают 24 часа в сутки, и если с электричеством проблемы, вся работа останавливается, – рассказывает дизайнер и замечает. – В конечном счете, нет ничего лучше для работы, чем блокнот». Главное, считает японец, найти правильный баланс между технологией и теми вещами, которые обходятся без электричества и интернета.
«Latch» – интеллектуальный замок, разработанный Studio Meyerhoffer. Обеспечивает доступ к дому без ключей, но ключ к нему все-таки предусмотрен – как раз на случай, если пропадет интернет.
Личные данные
Еще один скептик – архитектор Рем Колхас. В интервью изданию Dezeen он описывает новые технологии, как «потенциально зловещие». «Просто удивительно, что люди готовы пожертвовать своей конфиденциальностью ради удобства», – говорит Колхас. Действительно, одна из главных проблем, связанных с Интернетом вещей, – большое количество персональных данных, которые могут попасть в чужие руки. Ведь если даже чайник знает о вас все, какой объем данных содержит в себе целая квартира, забитая «подключенными» вещами?