Сердце улиц: как скейтеры полюбили архитекторов, а архитекторы — скейтеров
В последние годы заброшенные городские пространства все чаще перезапускают с помощью скейт-парков. Эти проекты отмечаются международными архитектурными премиями, а сами площадки становятся новыми центрами притяжения городов, причем не только для райдеров. Разбираемся, как архитектура научились выражать ценности нонконформистской субкультуры, а скейтеры стали поводом перезапустить парк или город.
Юлия Печёнкина автор и экс-редактор журнала об урбанистике и архитектуре Strelka Mag
Архитекторы влюбляются в скейтбординг
Сперва отношения архитектуры и скейтбординга складывались непросто. В 1970-х, когда в «Эдеме» скейтбординга – Лос-Анджелесе – скейтеры вышли за пределы пустых бассейнов и начали использовать общественные пространства, архитекторы совместно с городскими властями препятствовали им. Устанавливали специальные рамы на скамейки и неприглядные барьеры на ровные поверхности. Архитекторы хотели, чтобы их пространства использовали так, как они задумывали.
Однако смысл и главная радость скейтбординга кроются ровно в противоположном. Как выразился архитектор и скейтбордист Бобби Янг, прохожий видит скамейку и садится на нее — именно так, как задумал архитектор и дизайнер. Скейтбордист же видит скамейку и размышляет, сколько у него есть способов, чтобы задействовать форму этой скамьи.
Это объясняет, почему, даже когда в 1980-х по всей стране начали появляться скейт-парки, райдеры продолжали искать неизвестные «укромные уголки города». Как отметил теоретик Брэндон Джойс, точка зрения скейтбордистов представляет собой полную противоположность тому, как архитекторы традиционно воспринимают архитектуру — через призму дизайна, истории и замысла.
Скейтбордисты видят здание через опыт использования и трансформации, что в каком-то смысле «подрывает все надежды проекта».
Как эта оптика влияет на подход к дизайну и городскому планированию? К примеру, предлагает архитектуре взаимодействовать с человеком за пределами концептуального уровня. Некоторые архитекторы, такие как Алехандро Саэра-Поло, партнер лондонской компании Foreign Office Architects, считают, что опыт скейтбордиста помогает ему создавать здания, которые становятся привлекательными и для других людей. Диллон Лин, архитектор Zaha Hadid Architects и, что немаловажно, скейтер, также стремится «проектировать плавные и непрерывные пространства», открытые к импровизации и присвоению.
Скейтеры влюбляются в города
По мере того как формировалась субкультура скейтбордистов, рос и их запрос к городским пространствам. В России локальные скейт-тусовки сформировались на площадях возле Ленина, мрамора и ступеней. В интервью Кирилл Коробков, тим-менеджер и идеолог существовавшего ранее проекта Vans Russia, замечает, что скейтбординг — это в каком‑то смысле путь к познанию архитектуры. В таком контексте тяжело назвать культуру скейтбординга маргинальной, что почувствовали и уловили урбанисты. Сегодня среди пожеланий к благоустройству в больших и малых городах все чаще появляется скейт-парк.
Скейт-парки, чтобы в городе было комфортно не только скейтерам
Как мы представляем скейт-парк? Рампа для прыжков, вокруг что-то делают подростки — кто-то старше, кто-то младше. Это не место выдающихся спортивных достижений, а пространство, где сама себя вяжет легкая социальность подростков и молодых взрослых. Это в первую очередь место для общения. В хорошем скейт-парке есть где посидеть, есть куда подключить колонку, если она разряжается. Поэтому важны небольшие рельефные решения, по которым можно прокатиться в какой-то момент разговора.
Скейт-парк в этом смысле — социальный клей, который поддерживает не всегда ловкую подростковую социализацию. Повод для разговора, но не его суть. Ее подростки и молодые взрослые сгенерируют уже сами для себя.
Проект Gleisdreieck Westpark в Берлине. Фото: Julien Lanoo and Leonard Grosch, Thomas Rosenthal (Aerial images)
Такой скейт-парк — идеальный инструмент для архитекторов и урбанистов, чтобы куда-то пригласить жителей и позволить им самим решать, что и когда они будут делать. По этой причине берлинское бюро loidl добавляет скейт-парки к каждому второму проекту. Один из них, Gleisdreieck Westpark, продолжает и повторяет природный ландшафт. Действительно, помести такую зону в центр города, парка, любого другого общественного пространства, и оно заживет не только для скейтеров, а свяжет всех посетителей: родители пройдут мимо и посмотрят, что происходит, их дети захотят так же и, может быть, попросят первый скейт на следующий день рождения.
Скейт-парк, чтобы вернуть жизнь заброшкам
Часто скейтбордисты первыми попадают в маргинальные зоны города, занимают их и привлекают к ним внимание, вытесняя криминальные элементы. Оушен Хауэлл, профессор истории архитектуры в Университете штата Орегон и бывший прорайдер, называет скейтеров «ударными силами джентрификации».
Если волна джентрификации уже захватывает заброшенную зону, скейтбординг может стать ее опорной точкой. Так было с проектом «Город открОЙ», выполненным командой Orchestra Design в городе Дюртюли в Республике Башкортостан.
Сначала был пивзавод, а потом на его месте — заброшенная индустриальная пастораль, по краям которой любили собираться подростки. «Мы решили пригласить их в это место официально. Так в центре нового плана благоустройства заводской территории появился скейт-парк. По нашей задумке, пока его бассейн будет занимать одних горожан, другие смогут занять место рядом на амфитеатре, понаблюдать за скейтерами или просто присесть пока ждут автобус», — поясняет архитектор и менеджер проекта Екатерина Попова.
Проект «Город открОЙ». Фото: Regina Davletova
Пространство переходит из строго организованного в более свободное, от прозрачного павильона к парку. Команда Orchestra Design создала место, которое предлагает людям встречаться друг с другом лицом к лицу, создавая тем самым новые или более прочные социальные связи. Важно, что сцена видна из амфитеатра, амфитеатр — со скейт-площадки, и наоборот. Это создает атмосферу открытости и общения между совершенно разными слоями населения.
Со всех точек парка просматривается стеклянный павильон, украшенный деревянными колосьями. Здесь воплощается важная функция города — добыча зерна. Теплый павильон приглашает всех, включая, конечно, самих скейтеров, и предоставляет информацию о проекте и его функциях, продолжая диалог архитекторов со скейтерами.
«По сути, мы взяли у ребят то, что у них уже было, создали чуть более комфортные условия, чтобы можно было использовать это место более гибко и постоянно, и вернули обратно», — добавляет Екатерина.
Скейт-парк, чтобы научиться рисковать
Важный буст городской жизни — новые впечатления. Чтобы дни горожан не сводилась к простым функциям, архитекторы придумали концепцию Playful City. В ее основе лежит мысль о том, что город должен быть геймефицированным и наполненным играми не только для детей. Общественные пространства такого города приглашают к действиям, заигрывают, учат рисковать. Например, важный тренд в строительстве детских площадок — закладывать в их архитектуру уместную долю опасности, чтобы ребенок научился оценивать свои силы и не боялся трудностей. В целом это не помешает и взрослым. И тут на помощь может прийти скейт-парк — экстремально игровой элемент городской культуры.
Крытый экстрим-парк УРАМ в Казани. Фото: Илья Иванов © KOSMOS Architects и Legato Sports Architecture
Компания Legato Sport Architecture в консорциуме с бюро KOSMOS развернули эту идею до гигантского масштаба, а именно на 7500 квадратных метров. На них расположился казанский экстрим-парк «Урам». В комплексе объединены эйр-парк, стрит-плаза, бетонный боул и скейт-дом и культурные пространства разного толка, например, школа диджеинга. Серый бетон в интерьерах сочетается с желто-зеленой краской цвета дорожной разметки. Им отмечены важные зоны: ресепшн, информационное табло, эвакуационные маршруты.
Перечисленные примеры только подтверждают, что несмотря на свои нонконформистские корни, скейтбординг всегда был направлен на создание сообщества. Он может игнорировать или использовать архитектуру, заигрывать не только со скейтерами, становиться центральной точкой сборки или предлагать необходимую для здоровья частичку риска, но благодаря руке архитекторов, которые вписывают скейт-парки в города, запускается и обратный процесс — скейтбординг впускает обычных людей без доски и колес в свое комьюнити.
На обложке: проект «Город открОЙ». Фото: Regina Davletova.