
Стоп, снято! Интерьерные фотографы о развитии профессии, особенностях и стоимости работы
Сегодня фотограф — это один из ключевых героев дизайн-проекта, который в сотворчестве со стилистом помогает интерьеру попасть на страницы главных профессиональных изданий. Специалисты этой сферы позволяют увидеть новое пространство не только его владельцам, но и широкой аудитории. О том, как трансформировалась профессия фотографа интерьера, отличается ли ее функционал в России и за рубежом, и от чего зависит стоимость услуги — в новом материале из цикла «Сколько стоит».
Эксперты
Максим Лоскутов
Инна Каблукова
Полина Полудкина
Даниил Анненков
Дмитрий Цыренщиков
Что должен уметь хороший интерьерный фотограф
На первый взгляд, основная задача фотографа интерьера максимально понятна — сделать качественные снимки, которые смогут наиболее точно передать работу дизайнера. Однако среди специалистов существует свое понимание ценности профессии и того, что отличает хорошего фотографа. Так, Максим Лоскутов к умению раскрыть замысел дизайнера в собственном прочтении добавляет стабильное качество работы: «В каком-то смысле интерьерная фотография похожа на портретную. Хороший фотограф может показать интерьер как есть, а может раскрыть его сильные стороны, прикрыв неудачные решения».
Как и в самом дизайне интерьера, тренды в интерьерной фотографии постоянно меняются: по мнению Инны Каблуковой, главная ценность специалиста заключается как раз в том, чтобы успевать за этими изменениями и быть мобильным. Иметь хорошую технику тоже важно, хотя эстетическое видение кадра и опыт остаются в приоритете.
Надо воспитывать себя и расширять свои границы — тогда будет больше пространства и инструментов. Важно смотреть дальше, чем смотрят твои коллеги, быть на шаг впереди.
«В профессиональной среде приоритет чаще отдают уже проверенным и узнаваемым фотографам. Сейчас личность нужна заказчику гораздо больше, чем красивая картинка. Поэтому чем больше город, тем ярче надо быть», — добавляет Инна.

Уютная пиццерия в Екатеринбурге – проект BLOK STUDIO. Фотограф: Максим Лоскутов
Определить качество работы фотографа можно и по уровню объектов, которые он фотографирует. Так, Даниил Анненков отмечает, что авторы хороших проектов вряд ли позовут плохого фотографа — дизайнерам важно, попадет ли интерьер в публикацию или на обложку журнала.
Для Дмитрия Цыренщикова главное отличие хорошего специалиста заключается в том, как он передает цвет: «Умение передать хороший цвет нельзя объяснить, оно приходит вместе с насмотренностью». Еще один фактор, который отмечает Дмитрий — это способность показать проект без использования широкоугольного объектива.
Как меняется профессия
Сегодня приглашение интерьерного фотографа — обязательный и завершающий пункт в работе над дизайн-проектом, но так было не всегда. Еще 10 лет назад съемки интерьера почти не были востребованы.
«Увлечение дизайном и архитектурой всегда присутствовало в моей жизни, но возможности снимать только интерьеры не было — просто не было такого количества заказчиков, — рассказывает Инна Каблукова. — Я начинала свой путь фотографа в Ростове-на-Дону, но первые мои заказчики были из Москвы. В регионах интерьерная фотография развивается только последние лет пять».

Природа и техногенные материалы в современной чайной – проект студии KIDZ. Фотограф: Полина Полудкина
«Я начала заниматься интерьерной фотографией примерно семь лет назад, и с тех пор очень многое изменилось, — делится Полина Полудкина. — Во-первых, Instagram (признан в России экстремистской организацией – прим. ред.) только набирал обороты. Соцсеть сильно поспособствовала развитию и самой профессии, и моей карьеры в частности. Стали цениться не только журнальные публикации, но и общая подача дизайн-студий и архитектурных бюро. Теперь даже самый начинающий дизайнер старается красиво и внятно презентовать то, что он делает. Личное портфолио, по которому считывается дизайнер и как человек, и как профессионал, — всегда интереснее и более цепляюще, чем просто рабочий сайт. Благодаря этому работы стало значительно больше».
«Во время работы в издании The Village Петербург, где я начал заниматься интерьерной фотографией, я также снимал квартиры и общественные места. Тогда профессии не придавали значения — например, на фотосъемку ресторана отводился час, во время которого проводилась подготовка заведения к открытию. Найти подходящие интерьеры было сложно — в то время был совершенно другой уровень визуальной культуры, и даже в ведущих изданиях большинство проектов были зарубежными», — рассказывает Дмитрий Цыренщиков.
Меняется не только профессия, но и тренды внутри нее. Как отмечает Максим Лоскутов, сейчас среди специалистов все больше заметна тенденция к легко читаемым в рамках мобильных социальных сетей пропорциям и композициям: «Интерьерные съемки тяготеют к естественной, “неглянцевой” эстетике и допускают в повествовании небрежность, а не только язык математически верной композиции».
По словам Полины Полудкиной, сейчас наравне с результатом работы дизайнера ценится и сам процесс, а зачастую и мелкие детали: «Раньше у меня было не так много промежуточных съемок — у дизайнеров не было понимания, зачем тратить на них деньги; кому и где показывать. Сейчас возможность нанять фотографа именно для такой съемки имеет большую ценность. Дизайнеры и сами начинают показывать стройку красиво и атмосферно, чем меняют представление об этом процессе».


Лампа по проекту архитектурного бюро KOZEEN + RUEDA. Фото: Полина Полудкина.
О других стилистических изменениях в интерьерной фотографии рассказывает и Дмитрий Цыренщиков: «10 лет назад, например, было принято использовать дополнительный свет в интерьерной съемке, а сейчас почти все снимают с естественным светом».
От чего зависит стоимость интерьерной съемки
Сами фотографы отмечают, что диапазон стоимости интерьерной съемки довольно широк и зависит от множества факторов. Работа начинающего специалиста может стоить 10 000 рублей; в Москве профессиональные фотографы с хорошей техникой возьмут от 40 000 до 80 000 рублей; но и на этом цена за услуги специалиста не ограничивается и может достигать вплоть до 150 000 рублей. Среди основных факторов, которые влияют на стоимость работы, фотографы отмечают:
- объем работ (площадь объекта, количество помещений, детализация интерьера, световые сценарии);
- тип пространства (квартира / офис / ресторан / стройка);
- количество времени для съемки (часто фотографы работают сменами по 6-8 часов);
- локация объекта;
- известность и опыт специалиста, количество публикаций и наград;
- задача съемки (проект для портфолио, печати, размещения в онлайн-изданиях и т.д.);
- количество фотографий для обработки.
Тем не менее, финальную цену каждый фотограф определяет по-разному: «Многие считают количество смен при фиксированной стоимости смены. Кто-то — количество обработанных фотографий. Часто используется комбинированный подход», — рассказывает Максим Лоскутов.
Полина Полудкина отмечает, что некоторые фотографы имеют фиксированную стоимость своих услуг за рабочий день, а другие определяют цену исходя из количества обработанных кадров или съемочных часов. «Мне комфортнее не ограничивать себя по времени, а, наоборот, выжимать из работы максимум», — добавляет Полина.

IT-центр нефтяной компании в здании бывшего цейхгауза – проект VOX Architects. Фотограф: Даниил Анненков
«При формировании цены я отталкиваюсь от техники, на которую снимаю, узнаваемости в среде и спроса, — рассказывает Дмитрий Цыренщиков. — Обычно я предлагаю два варианта: стоимость за съемочный день (50 000 рублей) или за минимальный трех/четырехчасовой заказ (30 000 рублей). В обоих случаях 20 фотографий включены в ретушь».
Российский рынок сейчас перенасыщен — при желании можно найти человека, который сделает съемку в пределах 15 000 рублей и даже дешевле.
«Иногда заказчику требуется выкупить авторские права — в таком случае стоимость определяется индивидуально. То же самое происходит в том случае, если фотографии передаются в пользование третьим лицам. Как правило, большинство людей об этом даже не задумываются, но за рубежом, например, это обычная практика».
Особенности работы за рубежом и с разными заказчиками
В других странах понимание профессии интерьерного фотографа сформировалась гораздо раньше, поэтому отличается и сам порядок работы. Полина Полудкина рассказывает, что работать с иностранными заказчиками особенно приятно: «Каждый выполняет свою задачу вовремя и в срок, к съемке все всегда идеально подготовлено, на объекте присутствует человек, следящий за всем процессом, — чтобы работа прошла гладко и без задержек. Любые дополнительные услуги оплачиваются отдельно, и это само собой разумеющееся. У нас, к сожалению, финансовые и документационные вопросы часто пытаются скинуть на фотографа».
Мои заказчики ценят мой труд и работу. Я всегда открыта к коммуникации и готова идти на обоюдно комфортные условия.
«Насколько мне известно, за рубежом часто работает схема, при которой стоимость продакшна и лицензирования разделены. То есть отдельно оплачивается непосредственно съемка и обработка фотографий, а отдельно — права на использование снимков. Чем шире предоставляемые права — тем дороже они стоят», — рассказывает Максим Лоскутов. — Если фотограф может внятно объяснить, как складывается цена его работу, то обычно проблем с взаимопониманием нет. Когда заказчик оказывается не готов к озвученной сумме, я не торгуюсь, но в некоторых случаях могу пойти навстречу хорошим клиентам, с которыми давно работаю».

Магазин бренда одежды с гармоничным природным интерьером – проект бюро JL STUDIO. Фотограф: Дмитрий Цыренщиков
Инна Каблукова добавляет: «Работа с иностранными изданиями и заказчиками — это интересный опыт. Все четко регламентировано, и если ты снимаешь дольше и больше по объему, то доплата всегда инициируется заказчиком. Бывает так, что некоторые заказчики не понимают такого разброса цен на рынке, а иногда не видят разницу в качестве конечной картинки или выстроенного кадра. Приходится рассказывать, почему ты столько стоишь, какие преимущества у тебя есть».
Фотографа продает картинка. Профессионализм услуг в интерьерной съемке растет, и вместе с этим растет понимание ценности специалиста со стороны заказчика.
Даниил Анненков отмечает, что иностранные заказчики заинтересованы в получении 5-10 фотографий, и ценообразование происходит исходя из этого. А в России клиенты больше мыслят категорией «съемка», в которой количество фотографий на порядок больше.
«Если говорить о специалистах низкого и среднего уровней, то для Лондона, например, нижняя планка — это 100 фунтов/час, для Берлина — 100 евро/час. Если это известный фотограф, то стоимость может быть сильно выше. Сюда добавляются расходы на перемещения, ретушь, оборудование, лицензию на авторские права и т.д., — делится Дмитрий Цыренщиков. — Взаимодействие с иностранными заказчиками сильно отличается, начиная от обсуждения цены и заканчивая цветокоррекцией».
Ценность хорошей съемки интерьера сейчас сильно выше, чем 5-10 лет назад. Это касается всего — от фотосъемки объекта для сдачи в аренду до квартиры для публикации в печатном издании.
«Сейчас многие стали понимать — чтобы хорошо снять интерьер ресторана, требуется, например, открыться позже. Сюда же можно отнести общее повышение уровня насмотренности».
На обложке: магазин LIKE SHOP в Ростове-на-Дону по проекту Эдуарда Еремчука. Фотограф: Инна Каблукова.