![Как формируется стоимость предмета? Отвечают дизайнеры Как формируется стоимость предмета? Отвечают дизайнеры](/upload/images/post/post_12519.jpg?1739345055)
Как формируется стоимость предмета? Отвечают дизайнеры
Из чего складывается стоимость предметов дизайна? Как определить ценовой сегмент своей продукции? Какие факторы влияют на ценообразование тиражных, малосерийных и коллекционных объектов? На эти вопросы редакции Design Mate ответили пять российских дизайнеров и основателей брендов. Читайте их размышления в новом материале.
Илья Легчатов дизайнер
Я прежде всего дизайнер и не определяю стоимость своих предметов — за меня это делает производитель. Финальная цена формируется на основе множества факторов, от стоимости материалов, трудочасов работников цеха и сложности выполняемой работы до планируемого тиража продукта. Это как ребус, который может решить только сам бренд.
Конечно, серийный предмет должен вписываться в определенные ценовые рамки. Например, я понимаю, что мой стул Yuna должен стоить от 20 000 до 30 000 рублей. Сейчас он стоит 25 000, при этом модель достаточно конкурентоспособна, особенно учитывая, что это дизайнерский продукт. Но ситуация может измениться в любой момент: всё дорожает, и с этим ничего не поделаешь.
![](/upload/images/post/post_12519_p1.jpg)
Стул Yuna. Фото: ILYA LEGCHATOV DESIGN
У меня есть предметы разной ценовой категории. Это серийные, малосерийные и коллекционные объекты, и в стоимости между ними — пропасть. Логично, что серийные предметы дешевле из-за своей массовости и унифицированности. Коллекционные объекты абсолютно уникальны: в них вложено много ручного труда, художественного смысла, дорогих или редких материалов, уникальных технологий и так далее. Их можно в большей степени отнести к художественным произведениям, поэтому и цена у них соответствующая.
Семён Лавданский дизайнер, основатель Lavdansky studio
Ценообразование определяется в первую очередь правилами производства, так как сейчас наша студия работает на основе собственных производственных цехов. Соответственно, себестоимость каждого предмета состоит из прямых и косвенных затрат, таких как стоимость материалов, расходы на аренду помещения, фонд оплаты труда. На производственных этапах объекты коллекционного дизайна часто требуют экспериментального подхода к материалам и поиску новых решений в каждом индивидуальном случае. Также, помимо художественной и интеллектуальной ценности каждой работы, в коллекционном дизайне имеет значение тиражность предмета. Зачастую концептуальная разработка проводится для создания уникальных объектов в единственном тираже, что естественным образом влияет на цену.
![](/upload/images/post/post_12519_p2.jpg)
Mosaic Collection, Lavdansky studio для 3L GALLERY. Фото: Варвара Топленникова
Петр Сафиуллин основатель бренда Yaratam Design
Запуская собственный бренд, я хотел делать недорогую мебель из фанеры с элементами массива бука, чтобы быть в сегменте чуть дороже IKEA, но при этом создавать качественный продукт и оригинальный дизайн. Но я довольно быстро понял, что без большой ассортиментной матрицы, нужного количества оборудования и мастеров у меня не получится это реализовать в такой финансовой модели. К тому же предметы, которые я начал создавать, хоть и были простыми внешне, но для их производства требовались высококлассные специалисты. Несколько раз пересчитав себестоимость, мы определили наш ценовой сегмент как middle-up. Однако со временем мы поняли, что наш подход, философия, превосходное качество и узнаваемый дизайн приближают продукцию Yaratam Design скорее к премиальному сегменту.
![](/upload/images/post/post_12519_p3.jpg)
Стул Ташбаш с мягким сиденьем. Фото: Yaratam Design
Основной фактор, который определяет конечную цену продукта, — это его себестоимость: материал, технология и непосредственно работа мастеров (или человеко-часы). При создании наших изделий применяются ручной труд и технологии традиционного столярного искусства. Мы использует ценные породы дерева, не экономим на грунте, эмали, лаках и масле. Поэтому и себестоимость получается довольно высокой. Дальше на нее накладывается множество факторов на пути от производства к покупателю. Например, маркетинг — это очень дорогостоящий процесс: рекламные съемки, участие в выставках тоже определяют финальную стоимость предмета.
Я очень часто вижу подделки наших предметов, которые стоят в разы дешевле оригиналов. И наши покупатели спрашивают, почему. Всё очень просто: ведь работу, которую никто не видит, сделали мы. Придумали дизайн, разработали, произвели, запатентовали, вывели на рынок, продвинули, вложились в бренд, шоурумы и выставки. Конечно, если бы мы занимались только производством, то ставили бы более низкую стоимость, чем те, кто нас подделывает.
Владимир Кузнецов и Кирилл Катков основатели компании 2К Светомастерская
Продукция 2К Светомастерская относится к сегменту премиального и люксового дизайнерского освещения. Мы создаем не просто светильники, а уникальные арт-объекты, которые формируют атмосферу пространства и подчеркивают его индивидуальность. С самого начала нашей работы мы ориентировались на клиентов, для которых важны качество, эксклюзивность, нестандартные решения и индивидуальный подход. Определяя ценовой сегмент своей продукции, мы опирались на несколько факторов:
- Авторский дизайн и ручная работа. Наши светильники разрабатываются индивидуально и часто создаются вручную, что уже относит их к премиальному сегменту.
- Материалы. Мы используем латунь, стекло, сталь, природный камень и другие высококачественные материалы, которые требуют сложной обработки.
- Сложность изготовления. Многие модели включают в себя сложные технологические элементы, которые невозможно произвести в массовом сегменте без потери качества.
В процессе роста компании и расширения ассортимента мы убедились, что такой подход полностью оправдан: наши клиенты готовы инвестировать в качественное и эстетически выверенное освещение.
![](/upload/images/post/post_12519_p4.jpg)
Подвесной светильник STREAM 011. Фото: 2К Светомастерская
Цена на наши светильники формируется на основе нескольких ключевых факторов. Во-первых, мы вкладываем значительные ресурсы в исследование и разработку новых моделей. Процесс создания одного светильника может занять от нескольких месяцев до года, включая концепцию, прототипирование, тестирование и доводку. Помимо материалов, на себестоимость предметов напрямую влияет производственный процесс. Наши изделия могут проходить множественные этапы обработки, включая литье, полировку, сварку, покраску, сборку, контроль качества. Кроме того, некоторые изделия требуют сложного транспортного решения или профессиональной установки, что также влияет на конечную стоимость. Когда мы работаем с частными или корпоративными клиентами, цена рассчитывается исходя из уникальности проекта, количества единиц и уровня кастомизации.
Мария Евтюшенкова сооснователь и дизайнер мебельного бренда lulu’space
На старте бренда lulu’space мы хотели делать качественную и доступную мебель. Мы начали с изготовления предметов на заказ: это помогло понять портрет покупателей и их боли, а также определиться, с какими материалами и в какой стилистике мы хотим работать. На основе этого мы разработали собственный каталог мебели, по которому работаем до сих пор.
Текущий ценовой сегмент мебели бренда определяют материалы и дизайн. Например, массив дуба и МДФ сложны в обработке; они требуют много ручного труда и дорогостоящего оборудования. Сейчас мы относим нашу мебель к сегменту средний и средний плюс и при разработке новых продуктов опираемся именно на него. Мебель lulu’space можно приобрести только на официальном сайте и в шоуруме в Москве, что позволяет сохранять стоимость моделей без дилерской наценки. При этом внутри каталога есть сегментация по стоимости: базовые модели обеденных столов и дизайнерские столы со сложным фигурным основанием стоят по-разному.
![](/upload/images/post/post_12519_p5.jpg)
Стол LARS. Фото: lulu’space
На ценообразование предметов влияет прежде всего себестоимость — затраты на материалы, фурнитуру, аренду помещений, зарплаты сотрудникам, налоги, расходы на разработку дизайна и маркетинг, оплата различных сервисов. Также мы закладываем в стоимость изделий процент на развитие бренда, потому что хотели бы в будущем расширить производство и переехать в новый шоурум. Мнение заказчиков оказывает большое влияние на наш ассортимент и ценообразование — мы находимся в постоянном диалоге с ними и внимательно анализируем обратную связь.
На обложке: мебель Yaratam Design. Фото: Yaratam Design.