Как ремесла находят отражение в современном предметном дизайне
Ремесла включают в себя самые разные техники ручного производства. Опробованные много лет назад, сегодня они находят воплощение в самых разных предметах современных российских дизайнеров, от Дениса Милованова до Гарри Нуриева.
Художественная резка по металлу – Гарри Нуриев
В одном из интервью Design Mate Гарри Нуриев говорил, как важно для него быть верным своим корням и добавлял, что и из этого он может сделать тренд. В прошлом году дизайнер представил сразу два подтверждения этой мысли. На ярмарке Cosmoscow он, во-первых, показал мебель из коллекции Re:collection, вдохновленную воспоминаниями о советском детстве, а во-вторых, – серию функциональных объектов Stavropol. Их представляли в секции «Русский дизайн как искусство» (куратор – Кристина Краснянская). Дизайнер использовал старинную технологию художественной резки по металлу, но выкрасил свои предметы в непривычно современные цвета, в том числе в любимый синий.
Басма – Basmaconcept
Басма – это старинная техника тиснения орнамента на тонком металлическом листе. Для изготовления басмы использовали форму-матрицу, орнамент которой отпечатывали на металлическом листе, медном или серебряном. Основатели нового бренда мебели Basmaconcept Иван Басов и Семен Лавданский по-своему интерпретируют традиционные материалы и технологии их обработки и грамотно монтируют разные приемы и эпохи, чтобы выстроить из этого новый продукт. В числе первых предметов бренда – стол Forest. Широкий пояс стола облицован листами мельхиора с гальваническим покрытием золотом. Дизайнеры использовали в работе старинную чеканную форму с изображениями веток и ягод – такие легко можно представить отпечатанными на старинной раме.
Молочение керамики – Алена Мухина
Алена Мухина – выпускница МАрхИ, заниматься керамикой она начинала в качестве хобби, но новое дело быстро пришлось по душе, и уже спустя полтора года начала работать над коллекцией черной посуды для Archpole. Сейчас ее работы – не только посуда, но и скульптуры, – продаются в том числе в концепт-сторе L'appartement. Керамика Алены – это монохромные цвета и неидеальные формы, а еще яркая индивидуальность – в каждом предмете видна рука мастера. Одна из техник, которую использует керамист, – молочение. Этот древний способ использовали, чтобы сделать керамическую посуду более прочной, но молоко, кроме того, придает керамике красивый коричневый цвет и необычную фактуру, напоминающую то ли лепестки, то ли оперение. «Работая с глиной, я стараюсь выявить максимум возможностей материала, не использую покрывающих красок, цветных глазурей, только натуральные текстуры и цвета», – говорит дизайнер.
Вываривание дерева в масле – Денис Милованов
Денис Милованов не случайно называет себя художником: он рисует пилой. Вместо того, чтобы вымерять и вычерчивать, рисовать эскиз и собирать бумажную модель, он берется за инструмент. Милованов работает с сырым деревом, и прежде всего, из него нужно убрать влагу. Для этого используют старинную технологию вываривания дерева в масле. Так дерево становится не только фактически вечным, но и приобретает свой насыщенный оттенок. Вываренные в масле куски художник обрабатывает пилой и стамеской – предметы получаются узнаваемыми, суровыми и мрачными. Столы и скамейки, ширмы и комоды Дениса с успехом демонстрируются в Европе, в том числе на парижской PAD и швейцарском Design Miami/Basel. Дениса Милованова представляет парижская галерея Armel Soyer.
Ткачество – Анастасия Алиева
Анастасия Алиева – дизайнер по текстилю. Она окончила специалитет МГХПА им. С.Г.Строганова по специальности дизайн-текстиль, работает в дизайне обоев и текстиля, участвует в выставках современного искусства. В прошлом году Анастасия выступила в коллаборации с брендом декоративных тканей, покрывал, столового текстиля и постельного белья the.DOT.home. В качестве материала – сложный в работе жаккард. Его рисунок строится на уровне переплетений, поэтому результат всегда получается непредсказуемым. Дизайн вдохновлен природными фактурами и формами древесной коры и листьев, которые дополнила строгими геометрическими элементами – это позволило осовременить рисунок. В работе использовали аутентичные техники Мануфактуры Балина.