Как и зачем освещать предметы искусства в интерьере
Как сделать так, чтобы подсветка картин не превратила комнату в музей, зачем вообще освещать предметы искусства, и как делать это правильно? Ищем ответ у Артема Масорина, основателя независимого бюро светодизайна «Луч» и преподавателя школы МАРШ.
Артем Масорин светодизайнер, основатель независимого бюро светодизайна «Луч», преподаватель школы МАРШ
Нужно ли освещать предметы искусства
Все зависит от того, какую роль в интерьере выполняет картина. Это это просто предмет декора, который дополняет пространство, освещать его не нужно – мы же не освещаем обои из-за того, что они красивые. Если, напротив, само пространство строится вокруг конкретного предмета искусства, дорогой коллекционной вещи, ее можно осветить, подчеркнуть.
Впрочем, иногда подсветка картины, даже не очень ценной, может выступать интересным дизайнерским приемом. Например, если развесить картины вдоль стены в коридоре и подсветить их, такой свет может выступать в том числе основным для всего пространства. Важно не превратить квартиру в музей, но здесь достаточно руководствоваться здравым смыслом: три-четыре картины, которые обозреваются с одной точки, подсвеченные действительно будут смотреться странно.
Как освещать живопись в интерьере
Самое важное – правильное отображение цветов и фактуры полотна. Порой художник кладет краску крупными размашистыми мазками. Эти мазки создают под собой неявные тени, и картина хорошо смотрится под рассеянным светом. Но если осветить ее направленным от прожектора светом, появятся дополнительные жесткие тени, не предусмотренные живописцем. В этом случае важно правильно подобрать угол освещения и смотреть, чтобы свет не был слишком контрастным.
При этом, чем дольше картина находится на свету, тем быстрее она выцветает, портится. Это относится не только к естественному свету, но и к искусственному. Плохо влияют на изображение галогенные и люминесцентные лампы без использования специальных фильтров, которые отсекают нежелательные части излучения, но довольно хорошо проявляют себя в этом плане светодиоды. Под ними картина сохранит насыщенность цветов дольше.
Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол», он соответствует 30-тиградусному наклону источника света к вертикали полотна и позволяет увести блик от лампы со стекла.
Как освещать скульптуру
Как исходный материал у вас есть некий объем, который подать в выигрышном свете и сохранить задумку автора. Здесь нужно тщательно продумать с какой стороны будет падать свет и где будет создаваться тень, чтобы подчеркнуть форму объекта.
Освещение скульптуры по духу схоже с освещением архитектуры.
По музейным правилам скульптуру следует освещать как минимум с двух, а в идеале с трех сторон, причем источники света должны быть различными по яркости, чтобы не сделать скульптуру плоской и сохранить игру света и тени. Главное, чтобы форма объекта не трансформировалась за счет неправильного распределения света и тени. Здесь достаточно опираться на здравый смысл. Так, если мы будет подсвечивать скульптуру в виде куба тремя прожекторами с узкими лучами, это создаст на плоской поверхности предмета иллюзию волны. Но если осветить куб прожектором с широким лучом света, он зальет всю плоскость, и грани останутся недеформированными.
Если у вас нет цели создать драматический эффект, избегайте слишком контрастного освещения. В этом смысле хорошо, когда помимо подсветки в пространстве есть еще и основной источник света. Он выступает как необходимое базовое освещение, и дополнительный свет только выигрышно подчеркнет скульптуру. Не забывайте и о контрасте с внешним фоном. Темная фигура с темным фоном будет сливаться, а на светлом будет выделяться и без подсветки.
Как выбрать светильник для подсветки предметов искусства
Первый критерий – цветопередача. Ее оценивают по шкале от 0 до 100 в зависимости от того, насколько искусственный свет близок к эталонному естественному. Цвет предметов, освещенных источником света с плохой цветопередачей, будет искажен. Такое часто встречается в примерочных: в магазине вы примеряете красный свитер, а на улице он выглядит не красным, а розовым.
Второе – угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.
Чтобы выделить картину, нужно подсветить ее в пять раз ярче фона. Это примерный показатель, который человеческий глаз воспринимает как визуальный акцент.
Третье – избегать светильников с «паразитной засветкой». Это ореол вокруг основного потока света, который получается за счет неидеальной оптической системы светильника. Наличие «паразитной засветки» не даст получить нужный визуальный контраст потому, что помимо направленного пучка света, вокруг картины «размажется» ореол света. К сожалению, этим грешат 75-80% осветительных приборов на рынке.
Что касается типологии светильников, они могут быть разными: встроенными в потолок или стену, подвешенными непосредственно над картиной или направленными на нее с противоположной стены. Интересный эффект дают светильники-фреймеры. Они «вырезают» из луча света прямоугольник нужной формы, под формат картины, что создает некий эффект загадочности.
Компании, к ассортименту которых стоит присмотреться
Среди компаний, хорошо зарекомендовавших себя в области освещения предметов искусства, первым идет немецкий производитель Erco. Компания начинала производством осветительных приборов для музеев и галерей, но сейчас ее ассортимент включает широкую линейку светильников, которые можно использовать в том числе дома. Можно присмотреться и к продуктам австрийской компании Zumtobel.
Даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу.
Американцы Xicato производят не светильники, а светодиодные модули, которые отличаются одной из лучших цветопередач на рынке. Еще один интересный производитель осветительных приборов – стартап нобелевского лауреата по физике Сюдзи Накамура (он изобрел синий светодиод) Soraa. Эти лампы отличаются высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета: в отличии от многих других производителей под их светом слоновая кость и белоснежная зарядка от айфона будут иметь разные оттенки белого. Производитель делает лампочки под стандартный цоколь, как у большинства светильников, – за невысокие деньги можно получить источник света с очень хорошими показателями качества света.