Преодолеть gender gap: как создать равные условия для цифровых дизайнеров
Несмотря на кажущееся обилие возможностей сегодняшнего дня, развитие в карьере цифрового дизайнера для женщин может осложняться из-за существующих гендерных различий. Это подтверждают как сами специалисты, так и многочисленная статистика. Сообщество менторов Duo Sapiens провело исследование гендерного вопроса в сфере дизайна в рамках проекта под названием «28,3%» — именно столько составляет разница в зарплатах мужчин и женщин в России по данным Минтруда. Вместе с командой сервиса и экспертами индустрии разбираемся в причинах такого разрыва и ищем способы создания равных условий для профессионалов.
Женщинам сложнее в профессии, и не только
Ежегодно Международный экономический форум проводит исследование Global Gender Gap, показывающее, насколько велик разрыв между женщинами и мужчинами в разных областях жизни: политике, экономике, образовании, здоровье и других. По данным за 2023 год, индекс составил 68,4 из 100 — это значит, что примерно треть гендерного неравенства во всем мире еще не преодолена.
В экономике и в конкретных профессиях есть системные проблемы, которые мешают женщинам проявлять свой потенциал. Индустрия дизайна — не исключение. Примечательно, что девушки чаще обучаются дизайну, причем получают высшее профессиональное образование: например, в магистратуре Школы дизайна НИУ ВШЭ 70% учащихся — женщины. Примерно такие же данные можно увидеть в Великобритании: студентки составляют 63% всех изучающих курсы по искусству и дизайну. Исследование Duo Sapiens c участием более 1000 дизайнеров показало: менее 20% из всех женщин-дизайнеров пришло в профессию без образования, будь то университет или курсы. Тем временем среди мужчин «самоучек», которые осваивали необходимые навыки уже на рабочем месте, почти 50%.
По мере продвижения по карьерной лестнице доля женщин в профессии снижается. В дизайн-студиях работает примерно 50/50 людей обоих полов, даже с небольшим перевесом в сторону девушек. Но когда речь заходит о руководящих должностях, распределение меняется: лидерами дизайн-команд мужчины становятся уже в два раза чаще женщин.
Исследование Duo Sapiens «28,3»
Кроме занимаемой должности, женщины часто выбирают менее высокооплачиваемые специализации в дизайне и ниже оценивают свой труд при трудоустройстве, что в совокупности отражается на разнице в доходах. По данным Duo Sapiens, на уровнях с джуниора до сеньора гендерный разрыв в зарплатах составляет всего 5-10%, а вот мужчины-арт-директоры получают в полтора раза больше своих коллег женщин.
Также есть данные о том, что женщинам не хватает публичности — это касается выступлений на конференциях, ведения личных блогов, преподавания и так далее. Доля докладчиц на крупных дизайн-событиях в Европе — 35,7%. В исследовании по российскому дизайн-рынку подсчитывается индекс публичности дизайнеров на основе ведения блогов, соцсетей, участия в лекциях: у мужчин он составил 1,36, у женщин — 1,09. Глубинные интервью показали, что девушки часто хотят большей медийности, но у них нет времени на дополнительные активности — возможно, ввиду загруженности на работе или «второй смены» дома с бытом и детьми. Также женщины высказывали предположение, что на конференции приглашают выступать одних и тех же людей — и это, в основном, мужчины. При этом две трети женщин-респондентов ответили, что не замечают никакой дискриминации на работе у себя или коллег.
Исследование Duo Sapiens «28,3»
Препятствия на пути к должности арт-директора
Как замечает арт-директор Duo Sapiens Анастасия Галеева, первое карьерное препятствие для женщин — дефицит ролевых моделей. В Школе дизайна НИУ ВШЭ с Анастасией учились в основном девушки, а преподаватели чаще были мужчинами, но ощущения «неравенства» не было. Потом она устроилась в студию, где тоже не было явных различий: парней и девушек было поровну, причем генеральным продюсером была женщина. Все изменилось, когда Анастасия Галеева открыла свою студию i don't get it studio.
Я врезалась в стеклянный потолок. Именно в тот момент я осознала, что все основатели студий, которых я знаю, — мужчины.Анастасия Галеева арт-директор Duo Sapiens
Еще один барьер для женщин лежит в страхе проявляться публично — причем в самых разных ипостасях, в том числе связанных с демонстрацией своей экспертизы.
Нам навязывают, что девочка должна быть скромной. Мальчики хулиганят, потому что идут против общественных установок. А умение действовать за рамками и бунтовать в карьере — это уже навык, который можно проявить в профессии.Альбина Хмелева куратор и идейный вдохновитель Ladies, Wine & Design
То же самое касается и того, чтобы проявлять себя вовне — участвовать в конференциях, вести лекции и подкасты. Для женщины это — бунт против своего воспитания, но в то же время необходимый шаг для своего карьерного развития.
Если человек не видит на сцене спикера или ролевой модели своего гендера, то он будет намного легче принимать идею, что “мне туда не нужно” или “я так не смогу”.Александра Ермоленко дизайн-директор из VK и ментор Duo Sapiens
Конечно, не обходится и без традиционных гендерных стереотипов — о женщинах в дизайне, руководительницах и специалистах в целом. Альбина Хмелева из коммьюнити девушек из творческих индустрий Ladies, Wine & Design рассказывает, что иногда женщин собеседуют в полтора-два раза дольше, чем мужчин. «И это происходит абсолютно неосознанно. Думаю, что нет правила от руководства, чтобы девушкам добавили дополнительные 50 вопросов, чтобы убедиться, что она “точно что-то знает”», — поясняет Хмелева.
Отдельная тема в рамках этой проблемы — убеждения о женщинах-руководителях. Здесь есть много предрассудков: женщины более эмоциональны, они будут принимать импульсивные решения, они могут вымещать на сотрудниках злость из-за проблем в личной жизни и т.д. «Из-за меньшего присутствия в медийном пространстве лидеров своего гендера женщины часто перенимают ролевые модели управления у мужчин, что ощущается сотрудниками некомфортно и противоестественно. При этом из-за специфики воспитания женщины-руководители чаще используют в управлении эмоциональный интеллект, что в долгосрочной перспективе работает лучше чем силовые методы мужчин», — комментирует Александра Ермоленко.
Вероятно, женщинам нужно искать свой стиль в руководстве — но не ударяться в другую крайность, делая его чересчур «материнским», ведь это может снизить мотивацию сотрудников.
Как помочь женщинам развиваться в дизайне?
Рынок отчаянно нуждается в женщинах-ролевых моделях, в особенности среди владелиц собственных студий. Настя Галеева советует тем, кто уже создает свои студии, чаще и громче делиться собственным опытом. Начать можно с более комфортных шагов — ведения своего блога для друзей или участия в закрытых конференциях. Например, в Ladies, Wine & Design недавно придумали конференции «для своих», то есть только для участниц сообщества. Идея спонтанно родилась в чате, и уже через неделю участницы подготовили презентации — у них был готов материал, просто они стеснялись с ним выступать.
Начинающим дизайнерам стоит найти для себя «ролевую модель» в медиа, среди преподавателей и менторов, друзей и знакомых. В дизайне, как творческой профессии, идентичность и результат работы сильно связаны между собой. Женская гендерная социализация ведет к тому, что у девушек больше проявляются такие качества, как эмоциональность и эмпатичность. Сделать их суперсилой и увидеть, как они могут помочь продвигаться в карьере и делать уникальные проекты, — именно с этим может помочь опытная наставница или медийный лидер мнений.
Поэтому важно брать пример с людей, которые прошли такой же путь и понимают «подводные камни» профессии.
Дизайн-пикник Duo Sapiens
Инесса Ли, куратор и лидер сообщества Ladies, Wine & Design, подчеркивает, что важно подбирать контент под свои цели — в том числе искать лекции, конференции, сообщества, где участвуют женщины.
Мы живем в мире, где контент находит нас, а не мы его. Важно проактивно искать статьи и видео, слушать подкасты с ролевыми моделями-женщинами. И хочется обратиться к коллегам, которые организуют мероприятия, и призвать обращать внимание на талантливых девушек, чтобы формировать новые ролевые модели.Инесса Ли куратор и лидер сообщества Ladies, Wine & Design
Еще один совет для женщин — меньше учиться и больше делать. Девушки, согласно исследованию Duo Sapiens, заметно больше подвержены «синдрому самозванца»: его испытывают 77% женщин-дизайнеров и 64% мужчин. Но поскольку мужчины продвигаются в карьере быстрее, даже несмотря на отсутствие формального образования, то новое обучение не так уж и важно. «Не обязательно идти учиться на месячный курс Figma, когда можно за неделю освоить ее самостоятельно по видеоурокам. Мужчины часто так и делают, и мы тоже можем», — говорит Альбина Хмелева.
Исследование Duo Sapiens «28,3»
Александра Ермоленко из VK считает, что уравнять условия труда и разрыв в зарплатах — это важная задача для работодателя. «Минимум, который можно сделать на своей стороне — следить за гендерным соотношением в команде и равными условиями труда для всех. Умение набирать в команде по-настоящему разных людей — не только по гендеру, но и разных с точки зрения возраста, идей, которые они вкладывают в свою жизнь и работу, положительно влияет на качество продукта, атмосферу в команде и корпоративную культуру», — уверена Ермоленко. В том числе Александра дополняет, что у специалиста нет гендера, поэтому необходимо одинаково платить людям с схожими компетенциями.
Несмотря на все препятствия, которые создает гендер, женский пол — это источник неповторимого опыта. И его всегда можно обернуть в свою пользу. «Я понимаю тех, кто не хочет превратить женский дизайн в нарицательный, но женственность можно использовать как силу. Смотреть под углом “женский дизайн — это круто”. Что, если только у нас есть темы, которые мы можем лучше понимать и чувствовать? Нет смысла спорить, нужно выражать себя», — резюмирует Настя Галеева из Duo Sapiens.
Иллюстрация на обложке: © Pixta.