Особенности японского антиквариата
В московском дворе умело спряталась ценная жемчужина выставочного пространства – красивая галерея антикварного и современного искусства Японии «Kasugai». Одно из значений этого слова – особая скрепляющая деталь, которая используется для строительства домов. Поддерживая одновременно год Японии в России и тему марта Design Mate «Антиквариат и винтаж», мы встретились с директором галереи «Kasugai» Ларисой Шефель и поговорили с ней об истории японского антиквариата и его популярности в России.
Лариса ШефельДиректор галереи «Kasugai»
«Kasugai» – частная галерея, и с нами сотрудничают несколько коллекционеров. История началась с японских ножей. У нас была большая сеть магазинов, а позже, эти коллекционеры, часто бывая в Японии, также увлеклись мечами. Это был как раз период популярности фильма Квентина Тарантино «Убить Билла», и многие ассоциировали покупку коллекционного оружия с романтичной доблестью. Потом у нас в коллекции появились предметы декоративно-прикладного японского искусства. К ним относятся и предметы быта самураев. Самурай это ведь не просто человек, который умел драться и служил своему сегуну, он обладал навыками каллиграфии, умел разбираться в поэзии. У самураев в обиходе присутствовали особые вещи – курительные трубки, кисеты, чайники для саке периода Эдо или эпохи Мэйдзи, – которые ценятся в антикварной среде, если доходят до нашего времени.
Оценкой антиквариата, который к нам доставляют, занимается специальная научная группа. Основная галерея находится в Санкт-Петербурге, там же главный офис. Поэтому описанием предметов декоративно-прикладного искусства занимается искусствовед и сотрудник Эрмитажа. Оценка мечей и всего оружейного искусства отведена старшему научному сотруднику Кунсткамеры, в Москве этим занимается и эксперт Министерства Культуры.
Созерцательность природы в японской культуре и японской эстетике – одни из главных концепций. Думаю, культура Японии так привлекательна сейчас для людей, особенно из России, потому что до этого буквально двести лет страна была закрытой. Культура Японии развивалась самобытно, без влияния Запада или Америки, только Кореи и Китая. Это островное государство, которое находится далеко, и его культура кажется странной, язык сложным.
Возможно, это из-за медитативности и плавности ритма жизни: русскому человеку не хватает покоя.
Наша галерея покупает антикварные предметы в закрытых галереях, либо на особых выставках. Японцы с большой ревностью относятся к тому, что у них покупают предметы антиквариата и вывозят их из страны. Но период упадка, как сейчас, вынуждает их так поступать. Некоторые именитые галереи могут позволить себе потом выкупить антиквариат обратно.
В Москве есть единственная выставка антиквариата, которая проходит в ЦДХ. Она длится две недели, предметами заполнены все этажи так, что можно потеряться, посещают это мероприятие одни и те же люди, поэтому мы перестали участвовать в нем.
Когда Япония в 1868 году открыла свои границы, импрессионисты увидели японские гравюры и были очень вдохновлены этим стилем. Закончились войны и настала эпоха просветления, эпоха Мэйдзи, появилось взаимовлияние, японцы переориентировались на вкусы европейцев. И если для периода Эдо характерна незатейливость исполнения в оформлении предметов, то в следующий период стали появляться неочевидные варианты. К примеру, в классическом сервизе пять чашек, а стало шесть. Эпоха Мэйдзи – самое популярное время с точки зрения покупателя антиквариата, самое понятное для него. В этот период проявилось все мастерство японского искусства: техника сибаяма, которая добавила больше красоты и блеска, или техника сацума – это золоченая керамика с очень мелким рисунком. Так как Япония бедна природными ресурсами, для инкрустации предметов мастера обращались к перламутру, черепашьей кости.
Сердце Японии – меч. Он является не столько оружием, сколько оберегом. В нашей галерее самый древний меч относится к периоду Камакура, это примерно 1185-1333 год.
В Японии были свои тренды.
В эпоху Мэйдзи в моде была белая кость. Но Мастер Андо Рокудзан, который в это время делал цветную кость, отдавал предпочтение натуралистичности. Понять эксперименты можно по печати, ведь определенный стиль, чаще всего, был присущ какой-нибудь одной мастерской с их клеймом. Некоторые мастерские имели честь делать предметы для императорского двора. В основном, эти вещи оставались без печати – доказательства подлинности не требовалось. Мало того: если заказ императорский, то вещь уже не принадлежит ни мастерской, ни мастеру. Бывало и так, что единичные умельцы подделывали печати других мастерских, более известных. То есть вещь может быть антикварной, но не относиться к этому дому. Поэтому при нахождении подобного предмета на рынке ценителей искусства в наши дни возможны споры о подлинности. Во времена завоевательных набегов случались и такие истории: к примеру, брали в плен какого-нибудь корейского гончара, и он открывал в Японии свое дело – так и появлялось что-то уникальное, от смешения культур.
Японцы очень чутко воспринимали любую информацию извне, от путешественников – зарисовывали истории с их слов. На некоторых свитках можно увидеть изображения странных существ, которые претендуют на звание слона или льва, но они совсем на них не похожи. Именно подобные ненатуралистичные и нетипичные фиксации образов, которые накладывались на бурное воображение этого эмоционального народа, являются особо ценными в редких антикварных предметах.
Возможно, интерес к японскому антиквариату будет продолжать расти.
Сейчас мы живем в очень нестабильное время, хочется переключиться на другое, новое. Многие начинают коллекционировать, особенно мужчины, потому что хотят начать еще в чем-то развиваться. Кодекс бусидо, буддизм, синтоизм – во всех этих деталях японской культуры разбираться очень интересно, и люди вовлекаются в процесс и отвлекаются от своих переживаний. Покупка антиквариата – это траты, но также и вложение в свой внутренний мир, совершенствование души, открытие источников иных знаний. Это важно.