Мода и архитектура: фэшн-дизайнеры, которые обращаются за вдохновением к зданиям
Том Форд говорил, что «и одежда, и здания – оболочка, в которой живет человек», и это так. Но кроме этого, они естественным образом используют похожие выразительные средства: на какую стилевую эпоху ни посмотри, в каждой мода является отражением архитектуры и наоборот. Так, многие модные образы 1960-х годов перекликаются с созвучным им зданиям, а в платьях эпохи рококо нетрудно угадать игривую фигурную отделку тогдашней архитектуры. Современная мода не исключение: дизайнеры то и дело обращаются за вдохновением к зданиям – осознанно или нет. Рассказываем о некоторых классических примерах таких взаимодействий.
Рози Ассулин x архитектура Карло Скарпы
Американка Рози Ассулин создает сложноскроенные по-голливудски восхитительные вещи. На создание этого платья ее вдохновил архитектурный ансамбль гробницы рода Брион в Сан Вито д’Ативоле – проект великого венецианского архитектора Карло Скарпы.«Все геометрические элементы гробницы смотрятся невероятно гармонично. Сколько бы я на нее ни смотрела, мне каждый раз удавалось отыскать для себя что-то новое», – говорит Ассулин.
Milly x архитектура Захи Хадид
Мишель Смит всегда восхищалась творчеством Захи Хадид. «В ее работах есть завораживающая текучесть форм, которая хорошо соотносится с тем, над чем работаю я», – говорит дизайнер. В одной из коллекций она буквально перенесла архитектуру Хадид на хлопчатобумажную ткань.
Ясутоши Эзуми x архитектура Фрэнка Гериа
Токийский дизайнер Ясутоши Эзуми понял слова Коко Шанель о том, что мода это архитектура в миниатюре, буквально и фактически воссоздал из ткани проект легендарного архитектора Фрэнка Гери. Модельер изучил множество набросков и чертежей Гери и опирался на бумажные проекты его зданий в работе над драпировками своих платьев, а во время дефиле даже пустил фоном цитаты Гери.
Chinti & Parker x небоскребы
О своем вдохновении небоскребами дизайнеры Chinti & Parker рассказали в рекламной кампании в поддержку очередной коллекции: снимки моделей они разместили рядом с фотографиями геометрических городских фасадов.
Paco Rabanne x универмаг Selfridge’s
С платьем Paco Rabanne ситуация обратная: это оно вдохновило архитектора, а не наоборот, а именно стало прообразом нового здания универмага Selfridge’s в Бирмингеме. Пражский архитектор Ян Каплицкий потом говорил: «Многие архитекторы боятся попасть под влияние моды, но неосознанно впитывают ее. Мода слишком влиятельна, и она всегда в поиске новых форм и материалов. Это как раз то, чего не хватает традиционным архитектурным подходам».
Жан-Поль Готье x Уэлский кафедральный собор
Весенняя коллекция Жана-Поля Готье 2009 года, якобы, была вдохновлена искусством каллиграфии, но больше напоминала архитектуру Уэлского кафедрального собора, выстроенного в стиле так называемой ранней английской готики.
Dolce & Gabbana x Реймсский собор
Ночная иллюминация готического Реймсского собора во французском городе Реймс считывается, когда смотришь на блестящие платья из весенне-летней коллекции Dolce & Gabbana 2012 года. Был ли он действительно вдохновителем, не понятно. Иногда образы запечатлеваются в памяти и потом возникают из нее совершенно неосознанно.
Chloé x арабская архитектура
Вдохновением для летней коллекции Chloé позапрошлого года стала арабская архитектура, в особенности ее традиционные элементы – арабески, сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур. В мире моды они нашли свое воплощение в полупрозрачных кружевах. Как составляющие культуры, мода и архитектура существуют в контексте друг друга, и потому одни и те же образы и формы оказываются воплощенными и в том, и в другом.