Ткань из пшеницы: экспериментальное материаловедение на службе дизайна
Сколько стульев может «просидеть» за свою жизнь человек? Сколько диванов «пролежать» (потребление мебели домашними животными не в счет)? Не так уж и много. А между тем ежегодно производятся миллионы предметов мебели, сотни и тысячи новых объектов придумываются дизайнерами, нам рекламируют их новую форму, удивительные эргономические свойства, трендовый рисунок и цвет.
Перепроизводство – безумная растрата ресурсов: ископаемых, природных, человеческих. Мы, потребители, только начинаем об этом задумываться, они, дизайнеры, уже стараются экономить на материалах и делают ставки на долговечную вневременную классику или легкость утилизации модных объектов. Но этого недостаточно – настало время экологической «мировой революции», уже подросли и повзрослели те, кто будет ее проводить. Вчерашние студенты – сегодняшние молодые дизайнеры – и сегодняшние студенты на альтернативных площадках, сопровождающих большие дизайнерские выставки, представляют свои новые проекты, результаты экспериментов с альтернативным сырьем. Пока это только первые шаги на пути к инновационным материалам будущего, смелые идеи по использованию неожиданных ресурсов, лабораторные опыты. Направлений несколько: поиски альтернативного сырья органического происхождения, создание новых композитных материалов, ресайклинг природных или промышленных отходов, переработка домашнего мусора.
Кирпичи от Les Saprophytes
Грибы
Грибы заинтересовали дизайнеров еще несколько лет назад: как декоративный символический элемент – в арт-объекте Mycellium Chair Эрика Кларенбека (2013); как сеть, органическая решетка, удерживающая разрозненные части «наполнителя» (шелуха, органические отходы с/х производства) воедино – в продуктах MycoFoam, MycoBoard и MycoWood американской компании Ecovative. По тому же принципу, как это сделали американцы, мицелий гриба заставляют работать и французские экспериментаторы Les Saprophytes, показавшие на биеннале в Кортрейке «мицельные кирпичи», и Маурицио Монтальти (Нидерланды), соучредитель компании Mycoplast, разрабатывающей базирующиеся на мицелии материалы.
ZVNDER, Нина Фаберт (Германия)
Иначе использует органическое сырье Нина Фаберт (Германия). Она берет только плодовое тело древесного гриба и с помощью растягивания внутренней эластичной мякоти (которая совсем не мягкая, надо сказать) превращает материал в некое подобие кожи. Из этой кожи, названной автором ZVNDER, изготавливаются кошельки, портмоне и чехлы. Веган – вот ключевое слово проекта. Трудоемкость процесса, а стало быть очень высокая конечная стоимость каждой вещи, никак не влияют на восторги потребителей, заразившихся идеями альтернативного движения (проект пользовался повышенным вниманием на франкфуртской Ambiente 2017).
ZVNDER, Нина Фаберт (Германия)
Перечисленных выше дизайнеров объединяет одно – они используют грибы как сырье. Исландская биолог и выпускница Высшей школы искусств по специальности промышленный дизайн Sigrun Thorlacius пошла дальше. В своем проекте она попыталась использовать способности грибов, то есть превратить представителей этого класса в производительные силы. Например, по разделению и преобразованию мусора. Дизайнер заметила, что отдельные виды грибов способны абсорбировать вещества и даже уничтожать, разлагать отдельные (тяжелые) металлы. По ее мнению, это свойство можно было бы использовать при ресайклинге современной техники, например. Продукты деятельности чайного гриба, который на самом деле является симбиозом дрожжевых грибов и уксуснокислых бактерий, изучает Каролин Шульце в рамках проекта Culinary Hacking. Одним из материальных результатов эксперимента стала сумка, изготовленная из бактериальной «кожи», но цель была – изучение процессов, а не производство вещей.
Грибы, собирающие тяжелые металлы, Sigrun Thorlacius (Исландия)
Растения
Дерево, бумага, хлопок, лен, ткани из бамбука, крапивы и иван-чая – растительное сырье, да, возобновляемый ресурс, но какими силами и по какой цене? Дизайнеры, обеспокоенные равновесием экологической системы, отправились на поиски максимально дешевого, быстро восстанавливаемого материала. Внимание в качестве сырья привлекли следующие группы растений: водоросли (Seaweed Research, студио Nienke Hoogvliet, Исландия), ряска (Tom Volaard, Нидерланды). Желая найти замену практически неразлагающейся пластмассе, исландский студент Ari Jonsson придумал органический полимер из агар-агара, из которого и сделал компостируемые бутылки Agari.
Ряска, Tom Volaard (Нидерланды)
Некоторые экспериментаторы, опять-таки, как и в случае с грибами, хотели бы найти возможность переложить часть работы на «плечи», в данном случае, корни растений – дизайнер Диана Шерер (Diana Scherer, Нидерланды) с помощью ботаника Герарда ван дер Верден (Gerard van der Weerden, Нидерланды) пытается заставить расти корневую систему сразу в виде переплетений отдельных волокон, создающих ткань. Ее идея – пшеница, дающая нам пищу, может давать и одежду, выращивая ее под землей.
Мусор и отходы производства
Иногда исследовательский пыл заводит дизайнеров далеко: исландские экспериментаторы хотят создать свое яблоко из доступных им местных продуктов (настоящие яблони на острове не растут), британская исследовательница Тесса Силва-Доусон (Tessa Silva-Dawson) пробует сделать пластик из протеина коровьего молока. Рационально объясним, но эмоционально / материально / органически неприемлем (отвратителен?) проект, инициированный Energy and Raw Materials Factory: Studio Nienke Hoogvliet разработала процесс, позволяющий из канализационных сточных вод выделять целлюлозу (использованная туалетная бумага), из полученного сырья был сделан стол и изготовлены лампы.
Пластик из протеина коровьего молока, Тесса Силва-Доусон (Великобритания)
Так кардинально поработать с мусором удается не каждому, но не каждый и ставит перед собой настолько экстремальную задачу. Некоторым достаточно утилизировать пластик, из старого использованного делать новые продукты и снова отправлять их в плавание. Дизайнеры Overtreders W и Bureau SLA изготавливают из отсортированного по цветам домашнего мусора декоративные панели, которые идут на покрытие наружных стен. Студентка академии дизайна Эйдховена Тамара Орйола предложила способ переработки хвои, до того рассматриваемой исключительно как отход производства. Она разработала технологию изготовления нескольких материалов из этого сырья, названного «Лесная шерсть». Многие молодые исследователи начали разрабатывать заменители пластмасс из хитозана, хитина ракообразных (известен как биодобавка, средство для похудения).
Много дизайнерских проектов связано с ресайклингом пробки (винной, вторичное использование коры пробкового дуба). Напольные покрытия, обои, натуральные заменители кожи не являются уже чем-то удивительным. Но мысль не останавливается: современные исследователи находят новые применения этому растительному сырью. Португальско-швейцарская фирма MOVECHO предлагает делать из нее целиком спресованные мебельные объекты (наряду с другими). Их кресло в виде шара Spherical было отмечено в 2016 году премией Red Dot Award. Немецкий дуэт Design Studio Niruk предлагает использовать пробку при создании композитного материала – CORCRETE©, сделанного из бетона и измельченной пробки. Рената Вос, соединяя пробку и резину, изготавливает из такой «смеси» светильники и вазы.
Design Studio Niruk, CORCRETE©
Описанные выше опыты, казалось бы, выглядят как поставленные остроумными преподавателями учебные каверзные задачи, как возможные решения, выдуманные и выстраданные честолюбивыми студентами. Но это только на первый взгляд. Серьезность темы подтверждает интерес индустрии к проблеме с ресурсами – программы, которые финансируются компаниями, в том числе и конкурсы. Одним из них является учрежденный в 2009 году в Голландии New Material Award: каждые два года архитекторы, дизайнеры, модельеры могут подавать проекты на соискание премии (15 000 евро) в двух номинациях: на лучший разработанный продукт New Material Award и на лучшую идею исследования New Material Fellow. В этом году лауреатом преммии стали Оливье ван Херпт с продуктом Functional 3D Printed Ceramics и Диана Шерер (идея выращиваемой из корней пшеницы ткани). Их проекты, а также работы других номинантов были показаны на выставке в Милане в рамках Недели дизайна.
На обложке: грибы в интерьере одного из ресторанов Interieur Biennale Kortrijk, 2016.
Все фото: Елена Невердовская.