Архитектурные школы глазами преподавателя: как учить студентов сегодня
Какие элементы советского наследия мешают современному процессу преподавания? Как сделать оценку работ студентов максимально прозрачной? Что помогает развивать самостоятельность будущих архитекторов и почему нельзя недооценивать важность коммуникации? Это лишь некоторые из вопросов, которые стоят перед образовательным сообществом сегодня. В поисках ответов мы обратились к Михаилу Микадзе — преподавателю Архитектурной школы МАРШ и куратору архитектурной студии для подростков Uteens.
Михаил Микадзе куратор архитектурной студии Uteens – платформы по профориентации подростков в креативных индустриях – и преподаватель Архитектурной школы МАРШ, входящих в состав университета креативных индустрий Universal University
Существуют две принципиально разные школы архитектуры — немецкая и французская. Их подходы можно условно сравнить с «инженером с художественным мышлением» и «художником с пониманием технических вещей». Во многих странах эти фундаментальные направления встречаются и среди более узких специализаций. Например, в той же Великобритании в рамках одной и той же дисциплины студенты могут прийти на разные направления — master of art и master of science.
Мне кажется особенно важным, когда студент сам делает выбор и углубляется в нужный ему процесс, а не тратит годы на поиски «того самого».
Про остатки былой роскоши
Из советского наследия в нашем образовании осталось так называемое «знание всего», когда жизнь студента должна быть насыщена занятиями. Причем не столь важно, какими — колористикой, социологией, философией или историей партии. Все это распыляет внимание и не дает возможность полностью погрузиться в свою специализацию. К счастью, сегодня мы можем «переписывать» правила, отходить от устоявшихся подходов и менять тем самым формат образования.
Фото: Uteens
В современных школах все обязательно строится вокруг специализации. Если это история, то студенты изучают критическую историю архитектуры в контексте общей культуры, если это инженерия — то прикладную инженерию, которую можно использовать на практике. В МАРШ мы учимся по такой системе три дня в неделю, а остальные дни отведены для посещения мастерской, библиотеки или baseroom. В один из дней приходит преподаватель и корректирует студента, направляя его работу в правильное русло. Тут никто не будет «кормить с ложечки»: студент должен практиковать свою самостоятельность и уметь строить собственный график. Именно это хочется воспитывать и в подростках тоже.
Про теорию и практику
Я привык работать так, как это принято в западной системе: есть общая рамка, в которой прописаны дисциплины системой образования, а уже над ней есть надстройка и форма (как много может быть групповых или индивидуальных занятий, какие есть дополнительные классы или практики у студента и так далее).
Работы студентов программы Uteens. Фото: Архитектурная школа МАРШ
Буду всегда повторять: практика — это та же тренировка. Меньше часов на практику — застой рабочих «мышц». Так выходит, что студент получает диплом, остается с большим багажом знаний, но выпадает из процесса и не понимает, с кем и с чего начать работу, как вести процесс и каким шагам следовать.
Про оценку
В конце года мы со студентами приходим к архитектурным студиям, чтобы понять, что наши оценки совпадают с оценками в других местах. Проще говоря, насколько наш «А» — это их «А». Таким образом мы регулируем оценки, чтобы внутри профессии создавался определенный стандарт, а не лидировал «человеческий» фактор. Кроме того, у нас всегда есть внешняя супервизия, чтобы не только мы сами себя проверяли, но и нас проверяли. Это — залог прозрачности.
Про учителей
Традиционно архитектурное ремесло передавалось от мастера к ученику — это был практический процесс, своеобразный канон. И даже сейчас, приходя в университет, студент становится таким «подмастерьем», который перенимает опыт у мастера. В этом есть плюс — он учится у гуру, у лучшего, у того, с кого хочется брать пример. Но в этом кроется и большая проблема. Учитель-архитектор может быть выдающимся практиком с образцовыми проектами и сильным бюро. Наверняка внутри студии он уже взрастил себе правую руку, а из стажера сделал руководителя направления. Но важно понимать, что люди в бюро — это отобранные специалисты. Да, они могут быть с минимальным опытом, но их отобрали. А студенты — это люди, которых преподаватель не отбирал. у них может быть разная динамика, разные запросы и навыки. И к каждому нужен подход. Поэтому я считаю важным наличие у любого преподавателя педагогических навыков, которые помогут выстроить коммуникацию с любым студентом и раскрыть талант каждого из них.
Фото: Архитектурная школа МАРШ
Про важность коммуникации
В текущем году в МАРШ нам удалось внедрить формат вертикальных студий, когда студенты 2 и 3 курса начинают заниматься вместе. Аналогичный формат мы будем пробовать и в Uteens — только в этом случае студенты-подростки будут заниматься вместе с 1 курсом. Это позволяет студентам обмениваться опытом и прокачивать свои коммуникационные навыки. В то же время преподаватель может качественно использовать свой ресурс и уделять внимание каждому ученику, при этом другие ребята могут обратиться к старшекласснику вместо того, чтобы сидеть и ждать или вообще буксовать на месте. Такой формат — эксперимент для МАРШ в этом году, больше в России нигде такое не встречается.
Про идеалы
Прогрессивных архитектурных школ в мире хватает — они есть в Швейцарии, Японии, США, Австралии, Норвегии и других странах. Архитектура — очень инертная дисциплина в хорошем смысле. Она требует времени для понимания и анализа. Конечно, каждому студенту откликается разное: от преподавателей до стиля образования. Необходимо сначала погрузиться в тему, рассмотреть разные варианты и уже потом выбирать что-то для себя. Например, подростки, которые приходят в Uteens, — это студенты, у которых есть свобода выбора, родители позволяют им брать ответственность и решать за себя. А равноценный диалог всегда легче выстраивается с людьми, которые сами хотят учиться и готовы работать.
На обложке: работы студентов программы Uteens. Фото: Архитектурная школа МАРШ.