Спекулятивный дизайн: студенческие проекты, которые решают проблемы будущего уже сегодня
Мысли о будущем несут с собой не только надежду на лучший мир, но и ряд проблем, с которыми потенциально может столкнуться человечество. Будь то переход в метавселенные, изменение природного мира или полноценная цифровизация, каждая из этих трансформаций так или иначе повлияет на повседневную жизнь людей. Как именно — размышляют студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ, которые разработали проекты на основе спекулятивных инструментов под руководством Антона Артемчука и Кати Умновой.
Антон Артемчукдизайнер, мейкер, художник, неоинженер, заведующий лабораторией экспериментального проектирования городов Шухов Лаб, преподаватель курса промышленного и предметного дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ
Катя Умновамедиахудожник, дизайнер, куратор мультимедийных выставок, преподаватель на курсах «Интерактивный дизайн» и «Медиаарт» Школы дизайна НИУ ВШЭ
Будучи прикладной наукой, дизайн в первую очередь решает проблемы людей. Создание уютного и функционального интерьера, проектирование удобного и эргономичного электронного устройства, продающее расположение графики и текста на рекламной брошюре — все эти задачи вырастают из сегодняшних потребностей людей и компаний. Однако дизайн — это ключ не только к бытовым проблемам настоящего. Здесь можно выделить две области: критический дизайн (он направлен на создание продуктов, которые способствуют обмену идеями и открытому диалогу об актуальных проблемах) и спекулятивный дизайн (в нем задействуют научно-фантастические элементы, чтобы представить возможные будущие сценарии, скорректировать их и избежать проблемы до ее появления).
И критический, и спекулятивный дизайн важны в развитии общества и создании продуктов, которые отражают ценности человека и надежду на будущее.
Какими могут быть возможные проблемы и вопросы будущего:
- Перейдет ли человечество в метавселенные и как будет чувствовать себя, выходя из них?
- Как расширится опыт познания с появлением новых органов чувств?
- Как изменится мир природы под воздействием природных и экологических катаклизмов?
- Приведет ли новая искренность к тому, что каждый будет транслировать свои внутренние органы в режиме реального времени?
- Как изменится отношения с духовностью в условиях усиливающейся цифровизации?
- Готовы ли мы делегировать «железу» и алгоритмам управление самыми интимными сторонами нашей жизни?
В рамках совместного курса с лабораторией Шухов Лаб студенты направления «Интерактивный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ попытались заглянуть в будущее, ответить на эти вопросы и предложить решения проблем, которые, возможно, очень скоро станут повседневными.
Проекты студентов
POV Explore RealityАнна Чекушкина и Степан Шечков
POV — это проект-размышление от лица инженеров будущего о том, как дать человеку возможность ощутить себя в мире после долгого пребывания в виртуальной реальности. Прототип состоит из VR-шлема и нательного хвоста с закрепленной на нем камерой, снимающей человека сверху. Система позволяет пользователям ориентироваться в пространстве, наблюдая за собой от третьего лица — ракурса обзора, привычного для компьютерных игр и метавселенных.
Проект подсвечивает существующие сейчас тенденции повышения агентности технологий, делегирования наблюдения машинному зрению и цифровизации повседневности. Линза, позволяющая буквально взглянуть на себя со стороны, задает вопрос о необходимости адаптации человека к физическому миру, не преломленному комфортом цифрового удобства.
Specu Zoo Small Toys, Big Future ChoicesМария Князева
Мы живем в эпоху антропоцена, когда действия человека значительно влияют на экосистему. Гипотецен (Hypothecene) — предложенное в рамках проекта название эпохи, которая придет на смену Антропоцену. Ее ключевые черты и временные рамки зависят от того, какой путь развития выберет человечество и как на это отреагирует экосистема. Будет ли будущее мрачным и катастрофическим, безликим и подавляющим или ярким, цветущим и разнообразным? Во многом это зависит от тех выборов, которые мы совершаем сегодня. Specu Zoo — серия плюшевых игрушек для детей и подростков, посвященная теме спекулятивной эволюции. Комплект с каждой игрушкой дополнен книгой с иллюстрациями и историями животных, проживающих в эпоху Гипотецена. В проекте рассмотрены три сценария, по которым может развиваться будущее: коллапс, прогресс и контроль.
Gutstagram Макронарратив твоего микробиома Анастасия Индейкина
Gutstagram + HCTV — лайфстайл продукт в постантропоцентричном обществе, где люди понимают собственное «я» как экосистему микроорганизмов, наполняющих их тела. Пользователи могут наблюдать за природой своего организма через внутреннюю систему камер HCTV (Human Circuit TV), делиться видеонаблюдениями в социальной сети Gutstagram и транслировать в реальном времени фрагменты своего микробиома на аксессуары с экранами. На данный момент проект реализован через пространство в виртуальной среде, позволяющее вносить личные численные параметры микробиома кишечника и наблюдать за сгенерированной на их основе симуляцией микрофлоры.
eOMM First zen-geneering companyАделина Фишова
Изменение духовных практик в соответствии с образом жизни современного человека приводит к созданию различных гаджетов, отвечающих на стремление к простоте, удобству и эффективности. Однако, полагаясь на внешние устройства, человек лишает себя возможности развития внутренней осознанности и гармонии. Неосознанное использование современных технологий приводит к потере самой сути практик, духовность коммерциализируется и становится развлечением. В устройствах компании eOMMM сохраняется образ продукта, сложившийся в среде умных гаджетов для медитации, но вместе с тем меняется содержание — появляется новая, искаженная механика.
Проект представляет из себя систему из четырех устройств, каждое из которых направлено на развитие определенного чувства или состояния, искаженного искусственными технологиями, от дзен-сада и умных четок до поющей чаши.
Опыт ноль Невремя для себя Вика Соловьева
Шлем для медитации, дающий опыт выхода за координаты времени и границы тела через иллюзию синхронизации с цифровым пространством. Телесные иллюзии используются в зеркальной терапии для восстановления функций мозга. В проекте вместо ассоциации с отражением происходит синхронизация дыхания пользователя с изменениями цифровых форм. Опыт людей, которые в силу своей профессии оказываются в уникальных условиях изоляции от внешнего мира (полярников, подводников, космонавтов), похож на состояния глубокой медитации в духовных практиках. На этой аналогии основана гипотеза работы устройства: отождествление себя с пространством без границ меняет восприятие времени, телесности и духовности.
Naviwand Волшебная лоза Оксана Потеряхина
C развитием технологий жизнь становится предсказуемой и алгоритмизированной, а рациональность в принятии решений ценится выше, чем интуитивность и непосредственность. В результате люди легко получают желаемое и перестают ценить простые вещи. Проект Naviwand предлагает геймификацию свиданий и искусственное усложнение рутины Naviwand — это GPS-устройство в форме волшебной лозы, которое синхронизируется с мобильным дейтинг-приложением. В отличие от магической лозы, которую в прошлом использовали для поиска воды и ценных металлов, Naviwand помогает направить внимание не на материальные ценности, а на чужой личный опыт. Приложение генерирует случайные геометки для места встречи пользователей и предлагает находить их, следуя реакциям вибродатчиков в ручках устройства.
Pasta Perfect Make Your Past No Longer Present Артемий Рязанов, Луиза Григорян
Во многих культурах процесс потребления еды сопряжен с мистическими смыслами и наделен символическим значением. Pasta Perfect — сеть утопических лапшичных, в которой через ритуальный процесс формовки и потребления лапши посетители могут влиять на причинно-следственную связь своих жизненных событий. Спекулятивный процесс разрыва временной петли реализован через генерацию уникальной, привязанной к тексту пользовательского события матрицы.
Tongue Twister Тактильная кухня Дарья Козырева
Возможно ли отделить ощущение вкуса от жизненно важной потребности в еде и сделать этот опыт самостоятельным? Tongue Twister — концепт тактильной кухни, включающий в себя набор синтетических перепрограммируемых сфер для контакта, перчаток с датчиками вкуса и височных импульсников для трансляции нового восприятия в мозг.
Screen Landscaper Flat to Volume. Sight to Touch. Way to Path Катерина Ермолович, Дарья Козырева
Screen Landscaper — чувствительный сканер-напалечник для «чтения» изображений и текстов через вибрацию. Целевая аудитория — слабовидящие и незрячие люди, для которых тактильный способ восприятия информации является приоритетнее звукового. Расширенная аудитория — зрячие люди в поисках нового опыта контакта с цифровой средой.
На обложке: проект Gutstagram, Макронарратив твоего микробиома. Автор: Анастасия Индейкина.