Профильное образование: нужен ли дизайнеру интерьеров диплом
Хорошему дизайнеру интерьеров необходимо специальное образование, и хотя получить его можно не только в профильном ВУЗе, ВУЗ дает и еще кое-что – диплом. О том, стоит ли идти в ВУЗ ради диплома или ради чего-то еще, мы поговорили с пятью представителями отрасли, с теми, у кого профильное образование есть, и теми, у кого его нет.
Катерина Лашманова архитектор, дизайнер, окончила МАрхИ и школу «Детали»
Для того, чтобы быть специалистом в чем-то, нужно знать свою сферу от начала до конца, и именно это знание дает профильное образование. Когда ты знаешь свой предмет досконально, ты становишься специалистом. Те дизайнеры, которые что-то делают хорошо, в любом случае имеют образование, но получить его можно по-разному. Это не обязательно профильный ВУЗ, но большинству подходит именно академическое образование. Оно самое предсказуемое: если ты приложишь усилия и сделаешь все определенным образом, ты получишь необходимый результат. Пойти в обход этой системы тоже можно, но зачем? Путь самообразования гораздо более долгий и сложный. Дизайн интерьеров ведь тесно связан с архитектурой, а выучиться на архитектора в домашних условиях едва ли возможно. Но если нет архитектурного образования, дизайнер не сможет все делать сам, ему придется брать в напарники архитектора, который будет заниматься планировками, рабочими чертежами и прочим.
Владимир Пирожков промышленный дизайнер, окончил Свердловский архитектурный институт
Главная задача дизайнера – получить первый заказ. Если вы получили заказ и успешно с ним справились, больше диплом вам не нужен. При этом ни один диплом ничего не гарантирует: даже если вы окончили Royal College of Art или Saint Martin's School of Art, доверия к вам как к молодому специалисту все равно нет. Хорошо, если можете начать с родственников и друзей: реализуете для них хорошие проекты, и подтянутся люди «со стороны».
Нужно понимать: вы как дизайнер интерьеров ничего не стоите, пока не довели до конца хотя бы один проект. А для этого придется общаться с бригадой строителей и самому разбираться в миллионе вещей: какие материалы использовать, где их достать, сколько они стоят, какие есть принципы сопромата, наконец. Это фундаментальные знания, которые проще всего получить в строительном институте. Он в этом контексте будет куда полезнее архитектурного или дизайнерского образования. Но помимо базовых знаний хорошо бы иметь школу жизни за плечами. В профессии дизайнера очень важно уметь слушать, тонко чувствовать внутренний мир своего клиента и транслировать его в дизайне, важно находить общий язык и со строителями, которые воплощают проект в жизнь. Никакой диплом в этом не поможет, да и в ВУЗе этому не научат: преподаватели, как правило, страшно далеки от народа. Так что идти в ВУЗ стоит не столько ради диплома, сколько ради базовых знаний. А дальше – больше путешествовать, обязательно побывать в Италии, увидеть греческую и римскую архитектуру не на картинке, а вживую. Вот, что действительно нужно дизайнеру.
Александр Эрман архитектор, дизайнер, окончил МАрхИ, с 2012 года там же преподает
Это вопрос многослойный, и однозначного ответа на него нет. Работа дизайнера интерьеров состоит из множества различных аспектов, и разные клиенты (как и разные дизайнеры) по-разному понимают, что означает укоренившееся в сознании народа понятие «дизайн-проект». Это и творческая часть, доступная просто художнику. Это и инженерная часть, где не обойтись без специальных знаний, которые приобретаются либо с опытом, либо в процессе обучения.
Большое количество дизайнеров не придают особого значения второй части, зачастую просто не понимая или не зная (это как раз вопрос обучения), что без продуманной инженерной составляющей многие детали интерьера в процессе строительства возникнут стихийно и едва ли будут обладать приемлемыми эстетическими характеристиками. Подобно виртуозному импровизатору, предполагающему какое развитие мелодия получит в следующем такте, дизайнер, рисуя концепцию, должен задуматься о вопросах вентиляции и примыкания плитки к паркету. Или, по крайней мере, иметь представление о том, что важно сейчас, а что можно решить позже.
Конечно, все постигается с опытом, но лучше все-таки учиться на чужих ошибках – именно ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ дает профильный вуз.
Когда я говорю, что творческая часть доступна просто художнику, я не имею ввиду, что дизайнерское образование на творческих стадиях не нужно. Интерьер имеет свои законы и приемы точно так же, как физика и математика имеет свои. И никто не отменял важность образования и на этом этапе. Лично я все постигал сам, и, поверьте, этот путь был длинен и тернист. Сегодня я учу своих студентов комплексному подходу к проектированию.
Татьяна Рогова директор, сооснователь и идеолог школы «Детали»
Диплом – в любой профессии вещь серьезная. Представьте доктора, хирурга без диплома. Разве человек пойдет к такому специалисту на операцию? С другой стороны, сейчас дипломы девальвировались, появилось много разных курсов, и часто они оставляют желать лучшего. Съездил, например, человек в Швейцарию на недельку, получил там диплом, красивый, с золотыми буквами и вензелями, а знаний не приобрел. Такого специалиста сразу видно – по портфолио. У нас в «Деталях» отношение к диплому серьезное, объективно могу сказать, что не было ни одной ситуации, когда мы давали бы диплом «просто так». Для нас это вопрос чести (хоть и звучит громко), поэтому дизайнеру с дипломом «Деталей» точно можно доверять, особенно если диплом с отличием. Вообще, у нас есть только три отметки: «четыре», «пять» и «пять с плюсом», потому что делать дизайн на «троечку» нельзя.
Игорь Куркин дизайнер интерьеров, учился в МАДИ, профильного образования нет
Профессия дизайнера интерьеров совмещает в себе огромное множество дисциплин. Дизайнер ведь не просто подбирает предметы, он, как главный инженер проекта, должен понимать все от гидравлики до электрики, разбираться в технике и технологиях умного дома и прочем, и прочем. Такое широкое образование даже в рамках вуза дать невозможно, а все, что касается вкуса и эстетики, это, по-моему, скорее врожденные вещи, чем приобретенные.
Мне кажется, школы дизайна часто учат как надо, загоняя тем самым студента в определенные рамки, не давая ему мыслить свободно.
С другой стороны, окончить вуз, конечно, необходимо, но не потому, что он дает знания по специальности, а потому, что учит пользоваться литературой, оперативно находить информацию из всевозможных источников. Кроме того, высшее образование необходимо каждому, кто собирается работать с такими тонкими материями, как желание заказчика, создание прекрасного. Это нужно для того, чтобы приобрести грамотную речь, научиться доносить свои мысли и выстраивать диалог с абсолютно разными людьми. Разумеется, каждому – свое. В мире дизайна и архитектуры существуют как множество гениальных самоучек, так и масса профессионалов, которые потратили на обучение профессии огромное количество лет. Склад характера у всех разный, поэтому кому-то профессиональное образование помогает, а кого-то, напротив, загоняет в ненужные рамки и тормозит.
На обложке: фрагмент работы Нади Сказки в школе «Детали»