От рендеринга и анимации до архитектурной кинематографии: технологические помощники в проектировании
С каждым годом процесс создания архитектуры становится все более технологичным. Современные инструменты визуализации позволяют делать точные и детализированные модели еще не построенных зданий, а также формировать эмоциональный контакт человека с пространством задолго до его воплощения в реальности. Рассказываем о методах, которые помогают создавать качественно новые проекты, а также об авторском приеме Айгуль Абизгильдиной — архитектора, исследующего роль графической визуализации в изображении зданий и объектов.
Айгуль Абизгильдинаархитектурный дизайнер, новатор в сфере архитектурной кинематографии; училась и работала в США и Великобритании; разрабатывает способы построения пространств с учетом человеческого восприятия
Виртуальная реальность
С помощью технологий виртуальной реальности архитекторы и дизайнеры получили возможность создавать иммерсивные и интерактивные варианты взаимодействия с пространством. Пользователи надевают гарнитуру, которая помещает их в виртуальную среду, где они могут исследовать ее в режиме реального времени. Явное преимущество VR-инструментов — способность имитировать различные условия освещения, а также текстуры и материалы, обеспечивая наиболее реалистичное восприятие пространства.
Среди тех, кто активно интегрирует инструменты виртуальной реальности в свои проекты, — датский архитектор Бьярке Ингельс, основатель бюро BIG. Ингельс уверен, что виртуальная реальность — это мощный инструмент, благодаря которому можно показать потенциальным клиентам и покупателям объект, максимально приближенный к реальному.
Serpentine Summer Pavilion by Bjarke Ingels, 2016, Kensington Gardens
Архитектор обращался к VR-технологиям в проектах различного масштаба, в том числе и при разработке павильона галереи «Серпентайн» в Лондоне. Тогда он создал виртуальную реальность, которая позволила посетителям исследовать павильон до окончания строительства. Бьярке Ингельс также известен разработкой интерактивных моделей своих проектов. Они позволяют заказчикам и заинтересованным сторонам изучать проект в 3D и вносить изменения в режиме реального времени. Все это делает процесс проектирования более эффективным, создает захватывающий опыт и значительно облегчает взаимодействие с клиентом.
Архитектурная кинематография
Архитектурная кинематография — это относительно техника, которую применяют преимущественно в создании кинематографических представлений проектов. В ней задействованы передовые методы съемки, освещения и монтажа для формирования реалистичного представления о пространстве и эмоциональной связи с ним.
Технология эффективна для демонстрации различных аспектов проекта: например, как естественный свет будет проходить через пространство или как люди будут взаимодействовать с окружающей средой. С помощью архитектурной кинематографии легко создать повествование вокруг проекта, подчеркнув его уникальные особенности и функциональность. Также этот метод отлично подходит для демонстрации крупномасштабных проектов или сложных конструкций, которые трудно представить традиционными средствами.
Проект Айгуль Абизгильдиной
С этой технологией в своей практике активно работает Айгуль Абизгильдина. Например, проект Gabrielle направлен на изучение эмоционального развития женщины через функцию архитектуры, описывая и связывая развитие ее восприятия с физическим пространством. В работе Dreamscape она использовала метод смешения двух доминирующих стилей — Film Noir и Neo Noir. Это позволило создать линзу, которую зрители могут использовать для восприятия архитектуры и атмосферы благодаря звукам и уникальным качествам течения времени.
Проект Айгуль Абизгильдиной
Фильм можно задействовать не только в графическом представлении архитектуры — он сам по себе служит инструментом генеративного проектирования для создания совершенно нового архитектурного контента.
Дополненная реальность
Технология дополненной реальности накладывает цифровую информацию на реальный мир, позволяя архитекторам и дизайнерам визуализировать свои проекты в контексте. Здесь чаще всего используются мобильное устройство или гарнитура, которые отображают цифровое наложение поверх физической среды. AR-инструменты помогают архитекторам и дизайнерам увидеть, как их проекты будут выглядеть в реальном мире и внести изменения при необходимости.
Проект Greg Lynn для Венецианской биеннале
Профессор архитектуры, основатель компании Greg Lynn FORM Грег Линн знаменит своим инновационным и экспериментальным подходом: он регулярно интегрирует в проекты передовые технологии, в том числе и дополненной реальности. Так, Линн разработал AR-инструменты, при помощи которых пользователи могут взаимодействовать с объектами в живом режиме, изучая архитектурные пространства в более увлекательной и интуитивной форме.
Яркий пример работы архитектора с дополненной реальностью — проект, созданный в рамках Венецианской биеннале. Придуманная им AR-инсталляция подразумевала использование смартфона или планшета, а зрители могли увидеть пространство в 3D, изучить его особенности и элементы дизайна.
Анимация и рендеринг
Проект Cliff Retreat, Alex Hogrefe
Еще два инструмента, которые значительно расширяют возможности современной архитектуры, — это анимация и рендеринг. Создание динамических изображений блистательно освоил Алекс Хогрефе — архитектор, который активно использует 3D-рендеринг и анимацию в своей работе. Он также запустил блог Visualizing Architecture, посвященный архитектурной визуализации, где он делится своими наработками. Хогрефе использует комбинацию программных инструментов, включая SketchUp, Rhino и V-Ray, для создания детальных 3D-моделей зданий и помещений. Добиться еще более реалистичных визуализаций ему помогают эксперименты с освещением и текстурами. Одна из самых выдающихся работ Хогрефе — визуализация дома Fallingwater (Дом над водопадом), спроектированного Фрэнком Ллойдом Райтом. Серия изображений и анимаций демонстрирует культовое здание в деталях, подчеркивая его характерные особенности и элементы дизайна.
На обложке: проект Айгуль Абизгильдиной.