Как развивается уличное искусство в России сегодня: взгляд художников
Недоискусство, модный маргинальный тренд, субкультура искренности и ящик Пандоры — это лишь некоторые из определений, которые современные уличные артисты используют, говоря о своем направлении. С чем еще можно сравнить актуальные практики стрит-арта и граффити и какую трансформацию они переживают, Design Mate рассказали участники выставки «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах», которая открыта на Винзаводе до 8 марта.
Экспозиция «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» стала финальным этапом программы Проектов кураторов и независимых сообществ, в рамках которой экспертная комиссия ЦСИ Винзавод отбирала проекты по результатам опен-колла. Ее куратор – некая Ада (выставки «Это сводит меня с ума» в Музее Вадима Сидура; «Се8ер»; «Культурный слой» в Галерее Богородское и другие) – собрала работы российских и зарубежных авторов, чтобы рассмотреть уличное искусство сквозь призму «мифологического сознания», присущего предкам современного человека. Стрит-арт как продолжение наскальной живописи и новой городской мифологии.
БУЁK
Сегодня, на мой взгляд, неправильно и странно относить уличное искусство к какому-то пограничному явлению, так как оно представляет собой социокультурный маркер, индикатор, который небезынтересно изучать. Мне, например, сейчас интересна тема «культуры помех», критикующая различные социальные институты, которые формируют глобальную культуру.
Проект ARCHITECTONICS 2022
Граффити — это «ящик Пандоры». Если он приоткрыт, вылетают, как правило, неразрешенные социальные проблемы, которые волнуют современное общество. Обезличенность уличных художников должным образом обеспечивает естественность, чистосердечие, непринужденность, открытость и подлинность в обсуждении этих проблем. Я слежу за всем, что происходит на улицах Москвы и других российских городов, более 20 лет. Все традиционные техники граффити, будь это спрей, трафарет, каллиграфия, скрэтчинг или даже дерево и ткань, были и остаются востребованными вне зависимости от трендов. Заметно стремление многих художников интегрировать свое искусство в окружающую среду, что подразумевает коммуникацию с городским пространством. Это говорит о подъеме стрит-арт культуры на новый уровень.
Искренность многим не нравится и невыгодна. Поэтому граффити никогда не будет узаконено и продолжает считаться у обывателей «маргинальным» явлением.
Как и прежде, уличные художники делятся на две составные субкультуры. Первая предпочитает оставить свой след в городском пространстве, заявляя о себе или своей команде. Вторая в своем творчестве претендует на отражение смыслов, идей и стремится затронуть сложные социальные вопросы. На улицах появляется все больше работ, связанных с народным творчеством. Все вместе это отражает бытовой уклад уличного искусства.
Степан Краснов
«Уличное искусство само по себе давно стало модным трендом. Даже художники, работающие с более традиционными формами искусства, апроприируют граффити-эстетику, встраивая теги в свои работы. Мы наблюдаем процесс «одомашнивания» уличного искусства капиталом и институциями: кураторы приглашают уличных художников к участию в выставках, галеристы и арт-дилеры активно продают их работы. Уличное искусство шаг за шагом интегрируется в мейнстримное поле современного искусства. Посетитель галереи или музея уже подготовлен: встреча с уличным искусством для него — просто привычный аттракцион.
Работы из серии «Круги»
Благодаря этим тенденциям художник интегрируется в художественное сообщество, ему становится легче выстроить процессы. При этом он лишается определенной свободы: появляются кураторы, дилеры, рынок, которые диктуют свои правила. Институционализация в определенном смысле развращает, многие уличные художники перестают действовать самостоятельно — делают работы только в рамках фестивалей и выставочных проектов. Здесь важно не потерять баланс. Уличные художники много работают с текстом: до сих пор сильны традиции московского концептуализма. В работах появилось больше метафор — попытка художников рефлексировать на темы актуальной повестки, многие размышляют о будущем и своем месте в этом мире.
Сергей Фас
У меня есть два аккаунта в соцсетях: один про стрит-арт работы, другой про мое классическое искусство. При плюс-минус одинаковой аудитории интереса к стрит-арту я наблюдаю куда больше. Складывается ощущение, что чем маргинальнее автор, тем больше он интересен зрителю. Возможно, это связано с воздействием соцсетей на человека и низким запросом к уровню контента.
Лично мне сейчас интересна тема общества, социальность. Хочется больше сосредоточиться на настоящем, затрагивать в работах темы любви, красоты, общности и будущего.
Глобально я наблюдаю тиражирование одного и того же удачного художественного приема. Мне понравились скульптуры из мусора — это сейчас очень популярно.
В уличных практиках стали использоваться более художественные приемы — это то, что я наблюдаю в последнее время. Из-за отсутсвия денег на подорожавшую краску авторы граффити обращаются к классическим медиумам: кистям и акриловым краскам. Иногда работы выглядят очень художественно. А выразительность и визуальный ряд сравним с направлением в искусстве XX века, ар-брют.
Алексей Бархан
Уличное искусство — общий ярлык для очень разношерстного явления, поэтому говорить о единых для всех художников идеях довольно сложно. В зависимости от личности и позиции одни авторы могут заниматься исключительно изучением формы, а другие только работой со смыслами. Самому мне интересны в первую очередь вопросы формообразования, хотя сводить свои работы только к визуальным поискам я бы не стал.
Насколько произведения уличных художников, помещенные в галерею, сохраняют связь с уличным искусством, — вопрос дискуссионный. Однако в любом случае возможность достучаться до новой аудитории, которая появляется при сотрудничестве с институциями, дорогого стоит. Что до примет времени, сейчас очевиден еще больший уход художников в онлайн. Социальные сети сегодня — главная улица и галерея.
Арсений Труба
Сегодня сложно назвать уличных художников маргиналами — представители стрит-арта оказывают влияние уже не только на искусство, но и на моду, лайфстайл, строят огромные арт-объекты по всему миру. При этом в России еще достаточно людей, которые проводят четкую грань и считают уличные практики «недоискусством».
Большинство своих работ я создаю на улице, остаюсь там активным по сей день. Меня волнует, что происходит подмена понятий, когда говорят об уличном искусстве: люди чаще подразумевают стрит-арт, а не граффити. Будучи уличным художником, на холстах я всегда остаюсь верен своим практикам и отражаю эстетику граффити через цветовые решения и ломаные линии.
Стало много работ со смысловой нагрузкой, интересных стилистически — уличное искусство всегда было многогранным, потому что оно ничем не ограничено, у него нет рамок.
За последние годы в России открылось большое количество галерей с актуальным искусством, прошло огромное число выставок, что позволило художникам почувствовать себя более крепко на ногах и продолжать раскрывать свой творческий потенциал и мотивировать новое поколение авторов
Никита Тлён
Так как я живу и работаю в Москве и нахожусь преимущественно в столичном граффити-сообществе, о трендах могу говорить только исходя из опыта взаимодействия с достаточно замкнутым кругом художников.
Новых практик и заметных тенденций сейчас не очень много. Задавать их, делать что-то заметное становится все труднее — в последние годы на улицах Москвы стараются искоренить нелегальное граффити, которым я занимаюсь. Начинающие ребята сейчас посвящают себя в основном стикерам: стикер-среда в Москве достаточно развита, как и направление созданий своих персонажей и продумывание их «вселенных» и концепций. Год назад стали снова популярны барельефы и другие более сложные с точки зрения установки на улице элементы — но из-за искоренения нелегального стрит-арта увидеть такие работы на улицах можно редко.
В своих работах уличные художники откликаются на события, происходящие в стране и мире, высказывают свои внутренние переживания или, наоборот, создают стрит-арт объекты, направленные на поддержку зрителя и его эмоционального состояния.
С каждым выходом на улицу я хочу привносить что-то новое в мир, в котором я существую, украшать город, в котором я живу.
Бывают случаи, когда можно услышать положительные комментарии: люди интересуются, например, принимаем ли я и другие художники заказы, или где можно увидеть другие наши работы. Это происходит редко, но в этих случаях качество важнее количества.
На обложке: работа Алексея Бархана.