Сколько живет интерьер: пять дизайнеров – пять мнений
Много веков назад фараоны, римские императоры, цари, создававшие архитектуру, способную вместить жизни их и еще нескольких поколений, предпочитали материалы, символизирующие вечность. В частности, натуральный камень, сохраняющий свои свойства и эстетику на протяжении столетий. Строительство таких зданий могли занимать десятилетия, а интерьеры выбирались с особым тщанием – раз и навсегда. Между тем, социум разгонялся: родовые поместья менялись на этажи, на просторные квартиры, на студии и т.д., пока большая часть общества не пришла к главному символу сиюминутности жизни – аренде жилья.
Современная архитектура, интерьер и быт, рассчитанные на краткие отрезки времени, провоцируют особый тип бесперспективного мышления, направленного на устроение жизни в повседневности, без долгосрочных планов. Конечно, по-прежнему, каждое поколение пытается воздвигнуть что-то, что останется в наследство его детям, построить красивое здание, создать практичный уют, который полюбят даже внуки. Однако общество потребления развило такую невероятную скорость, что научно-технический прогресс, динамика экономики и промышленности, изменения социума стали молниеносны и самые невероятные тренды устаревают на наших глазах, едва успев войти в моду. Раньше новому поколению в среднем хватало 20 лет, чтобы полностью удалить из визуальной памяти предыдущее, поменяв интерьеры и создав своё жизненное пространство, со своими правилами и представлениями о комфорте. Но как долго живет интерьер сегодня?
Спикеры
- Никита Жиляков дизайнер
- Антон Якубов-Цариков художник, дизайнер
- Елена Прислонова архитектор, дизайнер
- Наталия Митина дизайнер интерьера, руководитель студии дизайна Koncepcija
- Антонина Воробьёва дизайнер-декоратор
Как быстро устаревает созданный интерьер и опираетесь ли вы на тренды, разрабатывая проект?
Никита Жиляков Интерьер должен красиво стареть, учитывать изменяемость тенденций и обслуживание материалов. Я практичный человек, иногда даже слишком. Все идеи и действия решают много задач одновременно. Sustainability всегда лежит в основе. Пространство я вижу слоями: архитектурный, крупный декоративный слой, более мелкий и т.д. Каждый слой автономен, заменяем, гибок и способен решать свои задачи, связанные между собой идеей, смыслами. У нарратива тоже своя роль: чем он лучше простроен, тем слои могут быть проще и контрастнее. Результат при таком подходе – аутентичный, многогранный. Не использую ничего вслепую. Тренды это же последствия социальных изменений, я советую их расшифровывать и соотносить со своими представлениями о жизни. Практически всегда вещи намного сложнее устроены, чем кажется на первый взгляд. Например, скотч. Представьте, что его нет. Насколько сложно было бы его придумать?
Интерьеры Никиты Жилякова
Антон Якубов-Цариков Тренды – в топку. Я практикую изоляцию, «белую комнату» для мозга и, в первую очередь, ищу откровение. Основа – полы, двери, стены, электрика, уборные, а все остальное уже декор на несколько лет. Практика показывает, что работы могут длиться 4-5 лет, так что проектировать нужно понимая это.
Елена Прислонова За внешностью интерьера скрывается его суть. В первую очередь – это функция, во вторую -– характер заказчика, если мы говорим о частном, или характер гостей + представление заказчика о том, как гость должен себя ощущать в интерьере, если речь идет об общественном. В квартирах все просто: стиль продиктован личностью хозяина, а нюансы стиля, уже в свою очередь, трендами. Конечно, надо смотреть глобальнее моды на определенный цвет, светильник или стул, в таком случае интерьер будет дольше сохранять свою актуальность и не надоест. Часто попадаешь в ловушку «насмотренности», когда определенное решение тебе кажется банальным, но не является таковым для заказчика, не погруженного в среду дизайна с головой.
Жизнь общественных интерьеров быстротечна. Дизайн устаревает примерно за год-два. Оригинальный дизайн может прожить несколько лет. Основное правило в общественном для меня как раз таки не следовать очевидным трендам. Скорее просто вдохновляться новыми течениями и стараться как можно больше изобретать. Ведь, если использовать при проектировании приём, который уже успел стать «попсовым», то на момент открытия, заведение будет не только лишено своего характера, но и у гостя появится ощущение дежавю.
Интерьеры Елены Прислоновой
Наталия Митина Я совершенно не понимаю такие вещи, как «весенние тренды в дизайне интерьера кухонь», всегда очень удивляюсь, когда вижу такие заголовки статей или постов в блогах. Кто меняет кухню или цвет стен, или хотя бы шторы каждый год? Мне кажется, даже два комплекта текстиля (штор, подушек и т.п.) в нашем мире – это утопия. Сезонные тренды можно максимум декором подчеркнуть, да и то если у вас есть на это свободные средства, энергия, время. Что касается глобальных стилистических трендов – они живут 3-5 лет, что уже больше приближенно к реальности. Но все равно мало кто обновляет обстановку в доме так часто. Обычно интерьер устаревает морально и физически за 8-10 лет, поэтому следовать каким-то ультра-трендам я считаю нерациональным. По сути с моими заказчиками мы двигаемся в двух основных направлениях: современная классика или минимализм. Это является базой, на основе этого выбираются стилеобразующие элементы – двери, лестница, встроенная мебель. А «изюм» насыпаем за счет декора, текстиля и небольших предметов мебели, таких как стулья, комоды.
Интерьеры Наталии Митиной
Как сделать дизайн интерьера более пластичным ко времени?
Антонина Воробьёва Использовать приемы и материалы, «выверенные временем», которые себя уже показали в лучшем свете за много лет истории. В первую очередь, это натуральные материалы. В планировке и композиции использовать классические приемы, например, закон симметрии – симметричные композиции или композиции со специально слегка нарушенной симметрией. И, на мой взгляд, не нужно стремиться в раз, единовременно полностью укомплектовать интерьер от и до – если в интерьере присутствуют предметы из разных эпох, он будет более индивидуальным, сложным.
Интерьеры Антонины Воробьёвой
Никита Жиляков Для массового проектирования я советую решения, снижающие стоимость, повышающие гибкость и не запирающие семью или проект в рамки, например, при переезде или доработке идеи. Об этом научен думать жизнью и образованием архитектора. Цивилизованный мир практикует смешанное использование – это уже давно норма. Я за более реальный подход, а не догматический. В своей квартире, где не было ванны в принципе, я все равно делал проект под нее впрок и думал, что будет если понадобится ее ставить. Даже в небольших проектах это работает, а в больших тем более. На моём опыте жилье с подобным дизайном однозначно лучше сдается даже в депрессивных районах.
Елена Прислонова История про поиск своего стиля может продлевать жизнь общественных пространств однозначно, но не всегда применима к частным. А вообще, так ли нужен актуальный на десятки лет интерьер? Сейчас все любят экспериментировать, менять не только пространство, но и место, город, страну. Поэтому очень часто акцент смещается от сложной отделки, к качественной авторской мебели. Ну, а, если не вдаваться в тонкости стиля, то однозначно качество и функция всегда будут актуальными. Именно поэтому гипсокартонные волны на потолке не прижились. В них нет ни того ни другого.
Нужно ли думать о будущем семьи, придумывая интерьер и актуальны ли тематические деления комнат на «детскую», «спальню» и «гостевую», ведь семья и общество активно меняются?
Антон Якубов-Цариков Если это не семья хиппи или амишей, то деление по-прежнему в ходу. Другое дело, что в собственных проектах детские у меня особо не отличаются от всех остальных комнат. Для меня квартира или дом – это один единый организм и все должно так или иначе пересекаться, особенно основы. Не перевариваю тематические решения, где комната для детей превращается в детский сад – по цветам и фактурам совсем все иначе, чем в других уголках жилища. Гармония, рифма, пропорции ещё никому не вредили.
Интерьеры Антона Якубова-Царикова
Антонина Воробьёва Тут, условно, есть два противоположных лагеря: консерваторы и новаторы. Одни традиционно продумывают свое жилье для будущих изменений, а другие делают только для себя здесь и сейчас, и с легкостью готовы поменять жилплощадь в случае каких-либо изменений. А традиционное деление комнат сохраняется у всех. Единственное, все большее значение уделяется кухне как месту пребывания: она увеличивается в размерах, включает в себя удобную столовую, все чаще объединяется с гостиной. Такие решения стали появляться и у застройщиков. Что, конечно, понятно – еда объединяет. Но кухня это не цех по приготовлению еды, а место для совместной трапезы и общения с легким перекусом.
Никита Жиляков Моя первая квартира даже больше подходила для жизни моей бабушки, чем то, что она делала сама: «думала что всегда буду молодой». Стоит обращать внимание на мелочи, именно исходя из того, что молодость не вечна. По этим же причинам в квартире, например, должен быть гигиенический душ и душ-поддон. Вообще, зависит от семьи: любят ли все люди жить вместе, быть рядом или нет – это тоже важно. При этом никто не отменял другие проекты, где практическая бессмысленность или эксперимент – это цель. Главное, называть вещи своими именами, знать итог проекта и идти к нему чисто.
Елена Прислонова Из моей практики по функциональному зонированию могу сказать, что сколько семей, столько и укладов жизни. Люди не любят, чтобы им навязывали привычки, пусть даже хорошие. Интерьер должен обрамлять их существующую жизнь и быть удобным для каждого. Кто-то любит общие пространства, кто-то хочет максимально отделить комнаты друг от друга. Если семья традиционная с детьми, то там остаются и детские и спальни. Когда интерьер «сочиняется» для одного человека, в этом случае могут появиться смешения функций и пространств. По этому можно сказать, что личность – единица менее постоянная, чем семья. Но общих рецептов и тут нет -– всегда находятся исключения их правил. В этом и интерес создания интерьеров. Иначе были бы лишь типовые обезличенные ячейки. Как мы уже знаем, это утопия.
Мало кто задумывается о том, как будет выглядеть его квартира через 10 или 20 лет и уж тем более не каждый сможет предугадать не то, что модные тенденции, а даже свои вкусы. Возможно, со временем в моду войдут целиком белые квартиры, где жильцы будут сменять друг друга, заполняя пространство лишь яркими пятнами вещей. Тогда проекты превратятся в расстановку, а дизайн – в квартирный пуантилизм. Чем не будущее?