
Будущее рождается в регионах: как конкурс I-DESIGN AWARDS меняет карту российского дизайна
Команда премии I-DESIGN AWARDS, которая в этом году проходит уже в шестой раз, с самого начала решила сфокусироваться на дизайнерах и архитекторах из разных городов России, кроме двух столиц. Со временем конкурс вышел за пределы Урала и сегодня выявляет новых звезд индустрии по всей стране. Редакция Design Mate поговорила с организатором, членами жюри и партнером премии о том, почему внимание к регионам становится ключевым драйвером развития профессии, как меняется язык архитектуры и интерьера вне Москвы и Санкт-Петербурга и как этому способствует сам конкурс.
Елена Гринберг соучредитель премии I-DESIGN AWARDS
Премия I-DESIGN AWARDS появилась на базе образовательной площадки для дизайнеров и архитекторов i-design.pro. В рамках нее мы организуем лекции и мастер-классы от ведущих профессионалов индустрии, чтобы региональный дизайн шел в ногу со временем и не отставал от столичного. В какой-то момент мы поняли, что обучение ради обучения — это бессмысленно, и необходимо творческое соревнование, в котором могут столкнуться равные по силам и победить сильнейшие. Изначально мы сфокусировались только на Уральском регионе и Пермском крае, однако со временем расширили географию, и в прошлом году конкурс вышел на федеральный уровень: теперь мы принимаем заявки от авторов со всей России, а также из Белоруссии.
В этом году премия проходит уже в шестой раз. На протяжении всех этих лет мы помогаем найти и показать новых звезд среди дизайнеров и архитекторов. Их узнают, они становятся востребованными, их карьера получает мощный импульс. Основная задача премии — дать возможность региональным дизайнерам и архитекторам показать себя на федеральном уровне, поэтому мы исключаем возможность участия специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. У проектов, которые подают на конкурс, есть свой оригинальный почерк, особенно заметный в контексте разнообразия стилей и приемов. В противовес гонке за мировыми тенденциями, региональные профессионалы обращаются к истории, а также используют локальную аутентичность для самовыражения в своих проектах.
С помощью проекта мы стремимся дать возможность каждому участнику профессионального сообщества спросить себя: «А где я сейчас?». В творческих профессиях нас всегда очень увлекает сам процесс, и иногда мы не думаем о результате. Премия становится необходимым ориентиром, позволяя участникам выстроить дальнейший вектор развития и понять, каких навыков не хватает для более успешной реализации.


Детский сад на 280 детей, Московская область, Архитектурная компания CMART (победитель I-Design awards 23/24). Фото: Даниил Анненков
Петр Лари основатель и главный архитектор ландшафтной студии L.BURO
Лично я не оцениваю конкурсный проект с точки зрения дороговизны материалов или факта использования оригинальных предметов или их реплик. Для меня важны гармония, целостность композиции, функциональное удобство, грамотный подбор растений и общее решение художественной задачи. Кроме того, в конкурсных проектах крайне важны смысловые конструкции — посыл автора, связь с конкретным заказчиком, ситуацией или местом.
Среди региональных дизайнеров и студий я замечаю активное применение местных материалов и решений. Здорово, когда в проектах можно проследить любовь автора к своему родному городу, региону или стране. Яркий пример такого подхода — белорусская студия Artgarden, которая создает сады с характерным местным колоритом. Видно, что команда любит свой край, транслируя это в проектах, и все это в гармоничном тандеме с современной архитектурой. Именно такая идентичность делает любой проект интересным. При этом она необязательно должна быть связана с регионом — это может быть семья, профессия заказчика, бренд жилого комплекса. И нам, как архитекторам и дизайнерам, необходимо создавать действительно запоминающиеся проекты.


Частный сад “4 Стихии”, Екатеринбург, Ландшафтное бюро Prout (победитель i-Design awards 23/24). Фото: Александра Денисенко
Участие в таких премиях, как I-DESIGN AWARDS, прежде всего позволяет дизайнерам и архитекторам зарекомендовать себя в индустрии. Заказчики хотят работать с лучшими: им важно, чтобы специалист добился успеха в своей сфере. Поэтому необходимо рассказывать миру о своих наградах — только так потенциальный заказчик узнает об успехах дизайнера или студии и захочет работать с ним.
Степан Бугаев дизайнер, основатель студии «Точка дизайна»
Безусловно, в Москве и Санкт-Петербурге очень много сильных специалистов, и далеко не все дизайнеры и архитекторы в регионах имеют такой большой опыт и насмотренность. Но ситуация меняется: сегодня лекции, недели дизайна и премии объединяют сотни профессионалов по всей стране и последовательно выравнивают их уровень. В этом контексте премия позволяет устранить барьеры и установить новые связи. Мне нравятся проекты региональных авторов — честно признаюсь, некоторым я даже уступил в нескольких профессиональных конкурсах.
Зачастую именно дизайнер, обладающий связью с конкретным местом, может грамотно передать его колорит, будь то проект аэропорта, библиотеки или ресторана. Можно сказать, что проекты региональных специалистов более аутентичны, в них можно заметить по-настоящему новые идеи. Но есть и обратная сторона: появляется много рядовых проектов. Думаю, это связано, в том числе, с неготовностью местных заказчиков работать со смелыми решениями.
Региональная идентичность и аутентичность — самое важное в проекте, причем вне зависимости от автора. Столичные дизайнеры тоже часто работают над региональными проектами и, на мой взгляд, это накладывает на них обязательства. Они должны грамотно работать с локальным контекстом, не навязывать стиль и тенденции своих городов, а лишь привносить лучшие практики.

Загородный дом в КП Резиденция, Екатеринбург, KM_DESIGN и Marsala_design_buro (победитель I-Design awards 2022). Фото: Илья Коваль
Елена Малиновская представитель Nolte Küchen в России, партнера премии I-DESIGN AWARDS
Для нас важна исключительная фокусная направленность I-DESIGN AWARDS. Это единственная премия федерального масштаба, которая целенаправленно выявляет и продвигает таланты именно из регионов России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Мы видим в этом стратегическую возможность — поддерживать диалог с яркими, самобытными специалистами, которые формируют актуальную дизайн-среду по всей стране. Миссия премии по объединению сообщества и созданию площадки для здорового соперничества и новых коллабораций полностью соответствует нашим ценностям. Мы уверены, что, инвестируя в такую платформу, мы вносим вклад в укрепление всей экосистемы российского дизайна.
Региональный дизайн обладает уникальным качеством — аутентичностью. Он часто свободен от скоротечных столичных трендов, что позволяет дизайнерам глубже погружаться в контекст места, его историю и культурные коды. Это рождает проекты с сильным, узнаваемым характером. Кроме того, мы отмечаем прагматичный и осмысленный подход к работе с заказчиком. Региональные дизайнеры зачастую находятся в более тесном контакте с аудиторией, тоньше чувствуя ее реальные потребности и создавая решения, в которых есть не только эстетика, но и глубокое понимание уклада жизни.


Ресторан Vert, Челябинская область, Архитектурная компания CMART (победитель I-Design awards 23/24). Фото: Лиза Гуровская
Премия I-DESIGN AWARDS наглядно демонстрирует, что уровень проектов из регионов ни в чем не уступает столичному. Вклад же региональных дизайнеров в индустрию мы видим в развитии разнообразия и формировании новой архитектурной и дизайнерской повестки для всей страны. Они привносят свежий взгляд, смело экспериментируют и доказывают, что качественный дизайн возможен и востребован далеко за пределами двух столиц.
На обложке: ресторан Forest в Екатеринбурге, Студия 40 (победитель I-Design awards 2022). Фото: Наталья Горбунова.